ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июля 2009 года  Дело N А64-1381/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 01.07.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Семенюта Е.А.

судей  Сергуткиной В.А.

Миронцевой Н.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от  ИФНС России по г. Тамбову: представители не явились, извещены надлежащим образом;

от ООО «Строй - качество»: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.04.2009 г. по делу №А64 - 1381/09 (судья Пряхина Л.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строй - качество» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании незаконным решения №4516 от 17.12.2008 г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Строй - качество» (далее по тексту - ООО «Строй - качество», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным Решения №4516 от 17.12.2008 г. и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Строй - качество».

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.04.2009 г. по делу №А64 - 1381/09 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В частности, Инспекция указывает на неправильное истолкование судом положений ст.ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, ошибочный вывод о непредставлении налоговым органом доказательств, свидетельствующих о предъявлении Обществу требований о погашении кредиторской задолженности.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову, надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направила.

ООО «Строй - качество», надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило, возражений на апелляционную жалобу не представило.

В порядке ст.ст.126,156,266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову и ООО «Строй - качество».

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Строй - качество» было зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Советскому району г. Тамбова, о чем 19.02.2003 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036894112320.

05.03.2008 г. общим собранием учредителей ООО «Строй - качество» принято решение о ликвидации Общества, назначена ликвидационная комиссия, председателем которой назначен Паскеев В.А.

13.03.2008 г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены запись о принятии решения о ликвидации ООО «Строй - качество» в соответствии со свидетельством и запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

В целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица, в журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 от 26.03.2008 г. было опубликовано сообщение о ликвидации ООО «Строй - качество» с указанием адреса предъявления требований кредиторов, указан срок, в течение которого кредиторы могут предъявить требования.

15.07.2008 г. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ была внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного  баланса юридического лица.

28.07.2008 г. внеочередным собранием учредителей Общества утвержден ликвидационный баланс.

03.12.2008 г. в налоговый орган Обществом было подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением документов согласно расписке №4516 от 10.12.2008 г.

17.12.2008 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тамбову принято Решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица. В качестве основания отказа в государственной регистрации в Решении указано на отсутствие: 1) заявления о го­сударственной регистрации юридического лица, так как заявление содержит недостоверные све­дения, о том, что процедура ликвидации завершена, поскольку по сведениям налогового ор­гана не завершены расчеты с одним из кредиторов в лице налогового органа, согласно справ­ке формы №39 - 1; 2) ликвидационного баланса, так как содержит недостоверные све­дения о задолженности по налогам и сборам. Также регистрирующим органом указано на то, что протоколом общего собрания участников процедура ликвидации продлевалась до 01.12.2008г., а ликвидационный баланс составлен на дату 28.07.2008г., т.е. до совершения на­меченных ликвидационных процедур.

Полагая, что решение Инспекции не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Строй - качество», Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура ликвидации юридического лица была соблюдена Обществом и у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.

Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 129 - ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20 - 22 указанного Федерального закона.

Статьей 21 Федерального закона N 129 - ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

На основании п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 настоящего Закона.

В качестве основания для отказа в государственной регистрации Инспекция указала на непредставление определенных ст.21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документов. Налоговый орган исходил из того, что заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения, что процедура ликвидации не завершена, ликвидационной комиссией (ликвидатором) не выполнены все мероприятия, связанные с ликвидацией - не завершены расчеты с один из кредиторов в лице налогового органа. К тому же ИФНС России по г. Тамбову указано на недостоверность сведений по задолженности по налогам и сборам ликвидационного баланса Общества. Налоговым органом указано на то, что протоколом общего собрания участников процедура ликвидации продлевалась до 01.12.2008 г., а ликвидационный баланс составлен на дату 28.07.2008 г., то есть до завершения намеченных ликвидационных процедур.

При этом, как усматривается из представленных доказательств, и подтверждено распиской в получении документов, представленных для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, налоговым органом был принят полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица: заявление по форме №Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Доказательств незаконности действий заявителя налоговым органом не представлено.

Согласно п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Согласно п. 2 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Согласно статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговый орган является кредитором и требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов в порядке очередности.

В силу ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации  требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

При этом, исходя из содержания ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщиком в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации Общества и до утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган предъявил ликвидационной комиссии требование о задолженности в установленный срок. Представленная в материалы дела справка формы №39 - 1 не может служить доказательством направления требования о задолженности, как установлено законом, поскольку не позволяет установить период образовавшейся задолженности.

Учитывая, что Обществом в налоговый орган с целью государственной регистрации юридического лица в связи с его  ликвидацией были представлены все необходимые документы, в том числе ликвидационный баланс, решение налогового органа от 17.12.2008 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией правомерно признано судом первой инстанции недействительным.

Учитывая несоответствие оспариваемого решения налогового органа закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя, суд правомерно удовлетворил требования Общества и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ООО «Строй - качество».

В связи с вышеизложенным, апелляционным судом отклоняются доводы подателя жалобы о неправильном истолковании судом положений ст.ст. 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка Инспекции о непредставлении необходимых документов апелляционной инстанцией не принимается, поскольку противоречит материалам дела.

Доводы жалобы, выражающие несогласие с выводами, изложенными в обжалуемом судебном акте, фактически повторяют доводы налогового органа, изложенные при рассмотрении дела арбитражным судом области. Им была дана надлежащая оценка судом первой инстанции, с которой апелляционный суд согласен.

Иных доводов, с достоверностью подтверждающих несоответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены судебного акта суда первой инстанции, Инспекцией ФНС России по г. Тамбову не заявлено.

В связи с чем, апелляционная инстанция находит, что судом области всестороннее, полно исследованы представленные по делу доказательства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.04.2009 г. по делу №А64 - 1381/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
  Е.А.Семенюта

     Судьи
  В.А.Сергуткина

     Н.Д.Миронцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка