ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года  Дело N А64-3804/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2009 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Семенюта Е.А.

судей   Протасова А.И.

Сергуткиной В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.

при участии:

от Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области: Зверева Л.В. - главный специалист - эксперт по доверенности №01 - 11/1 от 14.07.2009 г.,

от Администрации г. Уварово Тамбовской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

от Финансового управления Администрации г. Уварово Тамбовской области: представители не явились, извещены надлежащим образом;

от ОАО «ТОСК» в лице Жердевского отделения - Уваровского отделения реализации: представители не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Уварово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.09.2009 г. по делу №А64 - 3804/09 (судья Л.И.Пряхина), по заявлению Администрации г. Уварово Тамбовской области к Отделению по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области, третьи лица: Финансовое управление Администрации г. Уварово Тамбовской области, ОАО «ТОСК» в лице Жердевского отделения - Уваровского отделения реализации, о признании незаконным действия (бездействия)

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Уварово Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области, выразившегося в невозвращении ОАО «ТОСК исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Тамбовского области от 26.11.2008 г. по делу №А64 - 4681/07 - 12, о признании незаконным действий ответчика выразившихся в принятии к исполнению указанного исполнительного листа, признании незаконным бездействия ответчика выразившегося в непроставлении в платежном поручении №5026 от 06.04.2009 г. отметки о списании денежных средств, обязании ответчика проставить отметку о списании денежных средств в указанном платежном поручении, обязать ответчика возвратить указанный исполнительный лист ОАО «ТОСК» (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Финансовое управление Администрации города Уварово Тамбовской области и открытое акционерное общество «Тамбовская областная сбытовая компания» в лице Жердевского отделения - Уваровского отделения реализации.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.09.2009 г. по делу №А64 - 3804/09 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Податель жалобы полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными, не доказаны; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. При этом Администрация указывает на обязанность Отделения Федерального казначейства осуществлять проставление отметок о списании на платежном поручении, подтверждающем оплату государственной пошлины. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, исполнительный лист должен был быть направлен в финансовый орган муниципального образования, а не Отделение Федерального казначейства. Администрация полагает, что действиями Отделения Федерального казначейства нарушаются права и законные интересы местного самоуправления, предусмотренные в частности, пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», в частности, на надлежащее исполнение местного бюджета.

Администрация г. Уварово Тамбовской области, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.

Представитель Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отделение полагает неверной ссылку Администрации на пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывая, что разрешение судебного спора должно регулироваться статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Остальные доводы Администрации, по мнению Отделения, не имеют правового обоснования и к делу не относятся.

Финансовое управление Администрации г. Уварово Тамбовской области и ОАО «ТОСК» в лице Жердевского отделения - Уваровского отделения реализации, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили.

В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных Администрации г. Уварово Тамбовской области, Финансового управления Администрации г. Уварово Тамбовской области и ОАО «ТОСК» в лице Жердевского отделения - Уваровского отделения реализации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителя Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области, апелляционная инстанция установила следующее.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008г. по делу №А64 - 4681/07 - 12 с Администрации г. Уварово Тамбовской области в пользу ОАО «Тамбовская областная сбытовая компания» в лице Жердевского отделения - Уваровского отдела реализации взысканы 227284,85 руб. (221357,70 руб. - задолженность за потребленную энергию, 5927,15 руб. расходы по госпошлине).

18.03.2009 г., после вступления указанного решения суда в законную силу, был выдан исполнительный лист бланк №007606.

Указанный исполнительный лист направлен ОАО «ТОСК» в Отделение казначейства, в котором у Администрации открыт лицевой счет.

31.03.2009 г. Отделение по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области представило Администрации уведомление о поступлении исполнительного документа.

Администрацией г. Уварово Тамбовской области в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа была подана кассационная жалоба на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 г.

Определением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.05.2009г. кассационная жалоба Администрации была оставлена без движения в связи с отсутствием в приложенном к жалобе платежном поручении №5026 от 06.04.2009 г. сведений о списании суммы госпошлины со счета плательщика.

Администрация, посчитав незаконными действия Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области по невозвращению ОАО «ТОСК» исполнительного листа и принятию его к исполнению, а также бездействия ответчика, выразившееся в непроставлении в платежном поручении №5026 от 06.04.2009 г. отметки о списании денежных средств, обратилась с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, Отделение по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области своими действиями (бездействием) не нарушило прав Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции апелляционная коллегия руководствуется следующим.

Статья 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает общее правило о том, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после их вступления в законную силу. С этого момента они приобретают обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 239 и пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Поскольку должник по исполнительному листу (Администрация г. Уварово Тамбовской области) имеет статус бюджетного учреждения, исполнение данного исполнительного документа осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Соответствующий орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

В обоснование заявленных требований Администрация указывала на то, что исполнительный лист должен был быть направлен взыскателем в финансовый орган муниципального образования - Финансовое управление Администрации города Уварово, а не в Отделение Федерального казначейства.

Данный довод Администрации является ошибочным, поскольку органом, осуществляющим исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам Администрации, является Отделение по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области.

По мнению апелляционной инстанции, арбитражный суд области пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Отделения Федерального казначейства, выразившихся в принятии к исполнению исполнительного листа, а также невозвращении Обществу исполнительного листа выданного на основании решения от 26.11.2008 г. по делу №А64 - 4681/07 - 12. При этом суд правомерно руководствовался следующим.

Пунктом 5 части 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в исполнительном листе должна быть указана также резолютивная часть судебного акта.

Согласно ст. 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исполнительном листе должны быть указаны: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя - организации и должника - организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя - гражданина и должника - гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника - гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; резолютивная часть судебного акта; дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении; дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Аналогичные требования к исполнительному документу, выданному судом, содержатся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 г. N 229 - ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что содержание исполнительного листа бланк №007606, выданного 18.03.2009 г., полностью соответствует положениям статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229 - ФЗ, поскольку его содержание соответствует резолютивной части решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 г. по делу №А64 - 4681/07 - 12.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для возврата исполнительного листа у Отделения Федерального казначейства не было.

К тому же, в последующем исполнительный лист был отозван, в связи с чем нарушения прав и законных интересов Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не последовало.

Кроме того, в соответствии со статьей 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у заявителя имелась возможность обратиться в арбитражный суд кассационной инстанции с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта, однако указанной возможностью Администрация не воспользовалась.

Арбитражным судом области также правомерно были отклонены требования Администрации о признании незаконными бездействия Отделения Федерального казначейства, выразившегося в непроставлении в платежном поручении №5026 от 06.04.2009 г. отметки о списании денежных средств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 24.11.2008 г. №204 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», факт уплаты государственной пошлины бюджетным учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается платежным поручением с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования).

На представленном Отделением платежном поручении имеется отметка Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области от 06.04.2009 г. с подписью ответственного исполнителя Ильина Н.А. о списании 1000 руб. в качестве государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

В последующем указанные доказательства в обоснование уплаты государственной пошлины были приняты арбитражным судом кассационной инстанции, жалоба принята к производству арбитражного суда кассационной инстанции, по результатам рассмотрения которой принято постановление.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае доказательств нарушения прав и законных интересов Администрации оспариваемыми действиями (бездействием) Отделения по г. Уварово и Уваровскому району УФК по Тамбовской области, а также несоответствия его закону, не представлено.

Таким образом, в нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрацией не было доказано наличие двух оснований, позволяющих признать действия (бездействие) Администрации г. Уварово Тамбовской области незаконными.

Доводы Администрации о том, что Отделение Федерального казначейства своими действиями (бездействием) нарушает права и законные интересы местного самоуправления, предусмотренные в частности, пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», во внимание не принимаются как необоснованные.

В апелляционной жалобе Администрация указывает также на обязанность Отделения Федерального казначейства осуществлять проставление отметок о списании на платежном поручении, подтверждающем оплату государственной пошлины и о необходимости направления должником исполнительного листа в финансовый орган муниципального образования, а не Отделение Федерального казначейства.

Данные доводы заявлялись и были исследованы судом первой инстанции и сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, но не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность выводов изложенных в судебном акте и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.