• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2008 года  Дело N А64-444/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 4.05.08 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 4.05.08 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,

судей: Михайловой Т.Л.,

Протасова А.И.

при ведении протокола судебного заседания Астаповым С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2008 года по делу № А64 - 444/08 - 15 (судья - Михеева Е.И.) по заявлению ОАО «Тамбовская сетевая компания» к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области об отмене постановления от 18.01.2008 г. о привлечении к административной ответственности .

при участии:

от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области: Семилетов Ю.М. государственный инспектор, по доверенности б/н от 28.03.2008 года;

от ОАО "Тамбовская сетевая компания": Донских О.Н. представитель, доверенность №006/156 от 29.12.2007 года.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тамбовская сетевая компания» (далее - ОАО «Тамбовская сетевая компания») обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об оспаривании постановления от 18.01.2008 г. Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2008 г. требование ОАО «Тамбовская сетевая компания» оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Тамбовская сетевая компания» обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта.

В качестве основания к отмене Общество ссылается на нарушение норм материального права.

Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 4.05.08 г.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как видно из материалов дела сотрудниками Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области 28.12.07 г. была проведена проверка по контролю за соблюдением ОАО «Тамбовская сетевая компания» требований законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проведения мероприятия выявлены допущенные ОАО «Тамбовская сетевая компания» нарушения требований природоохранного, экологического законодательства, в частности ст.9,15 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления».

По факту выявленного правонарушения 28.12.07 г. государственным инспектором Управления в отношении ОАО «Тамбовская сетевая компания» составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании представленных материалов, Управлением 18.01.2008 г. в отношении ОАО «Тамбовская сетевая компания» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в суд за защитой своих прав.

Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд сослался на доказанность вины Общества в совершенном правонарушении, соблюдение административным органом требований процессуального законодательства.

Апелляционная инстанция находит данные выводы суда области правильными.

Так, из материалов дела усматривается, что открытое акционерное Общество «Тамбовская сетевая компания» является юридическим лицом и осуществляет деятельность в соответствии с положениями, определенными Уставом, в т.ч. видами деятельности являются: получение электроэнергии, поставка электроэнергии на договорной основе, эксплуатация электрических линий, эксплуатация тепловых сетей, ремонт средств измерений, монтаж, пуско - наладочные работы и ремонт энергетических объектов, проектирование зданий и сооружений , выполнение всех видов электромонтажных работ и др. Отдельными видами деятельности , перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В результате производственной деятельности ОАО «Тамбовская сетевая компания» образуются отходы производства и потребления различного класса опасности (1 - 5 класс) и Общество осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами. При этом лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию , транспортировке, размещению опасных отходов Общество не имеет. В Жердевском, Моршанском, Рассказовском №1,2 филиалах ОАО «ТСК» лица, которые допущены к деятельности по обращению с опасными отходами, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Экологические и санитарно - эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г., Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 28 данного Закона, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ, предъявляемых к деятельности по обращению с опасными отходами, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются такие отходы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 9 Федерального закона N 89 - ФЗ от 24.06.98 также установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128 - ФЗ от 09.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Таким образом, не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128 - ФЗ).

В связи с чем арбитражный апелляционный суд принимает довод заявителя об отсутствии у него обязанности иметь лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 128 - ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Следовательно, наличие лицензии является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В то время как статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при осуществлении такой деятельности, а не за отсутствие лицензии при осуществлении деятельности, связанной с обращением опасных отходов.

Из материалов дела следует и не отрицается заявителем, что в процессе производственной деятельности общества образуются опасные отходы . При этом доказательств того, что им осуществляется деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов , получение прибыли от такой деятельности административным органом не представлено.

Вывод суда о том, что Общество осуществляет названные виды деятельности (по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов) апелляционная инстанция находит ошибочным и не подтвержденным представленными доказательствами. Так, из договоров, имеющихся в материалах дела, усматривается, что Общество является заказчиком, а не исполнителем услуг по сбору, вывозу образующихся отходов.

Таким образом, состав правонарушения в части отсутствия лицензии отсутствует. Вместе с тем данный вывод не влияет на законность оспариваемого постановления, поскольку имеются другие нарушения, образующие состав по ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Применительно к спорной ситуации, с учетом приведенных выше норм права, суд сделал обоснованный вывод о том, что юридические лица, осуществляющие деятельность, в процессе которой образуются отходы, обязаны иметь должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами. Отсутствие такого лица является нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а именно: статьи 15 Закона об отходах производства и потребления, предусматривающей требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами, которое влечет за собой в данном случае административную ответственность.

Факт отсутствия сотрудников, допущенных к работе с опасными отходами, заявитель жалобы фактически не отрицает, а в жалобе лишь указывает лишь причины, по которым они отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможностью для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В рассматриваемом случае Обществом не были соблюдены установленные законом нормы.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что вывод суда первой инстанции о доказанности вины Общества во вменяемом правонарушении соответствуют имеющимся доказательствам и установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, не допущено.

Принимая во внимание вышеизложенное апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит , а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Учитывая, что по данной категории дел законом не предусмотрена уплата государственной пошлины, следует вернуть ошибочно уплаченную ООО «Тамбовская сетевая компания» государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст.ст.267 - 271 АПК РФ суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2008 года по делу № А64 - 444/08 - 15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Тамбовская сетевая компания» справку на возврат государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 947 от 13.03.2008 г. в сумме 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
   В.А. Сергуткина

     Судьи
   Т.Л.Михайлова

     А.И.Протасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-444/2008
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 04 мая 2008

Поиск в тексте