ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2008 года  Дело N А64-6873,7033/07-7

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено  21  апреля 2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Протасова А.И.

судей   Скрынникова В.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.,

при участии:

от ООО «ВектоР» - Бубновой Н.В., представителя по доверенности от 18.03.2008, Хаустова А.В., представителя по доверенности от 18.12.2007;

от Комитета государственного заказа Тамбовской области - Сажнева В.Н., зам. председателя комитета по доверенности №07 - 06/919 от 10.04.2008; Рыжковой М.А., консультанта по доверенности №03 - 06/919 от 10.04.2008;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 по делу №А64 - 6873,7033/07 - 7 (судья Белоусов И.И.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВектоР» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлениями к Комитету государственного заказа Тамбовской области (далее - Комитет) о  признании незаконными действий по опубликованию извещений от 19.11.2007, от 04.12.2007 о про­длении сроков проведения и внесении изменений в условия открытого конкурса №337 по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диаг­ностирования при государственном техническом осмотре для Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Тамбовской области (уточненные требования).

В рамках указанного заявления объединены в одно производство заявления по делам №А64 - 6873/07 - 21 и №А64 - 7033/07 - 7.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.

Решением суда от 25.01.2008 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет государственного заказа Тамбовской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

В судебное заседание Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.156 АПК РФ.

По делу объявлялся перерыв с 11.04.2008 по 18.04.2008.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей ООО «ВектоР» и Комитета государственного заказа Тамбовской области, апелляционная инстанция установила следующее.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 26.10.2007 №1148 «Об органи­зации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования» Коми­тету государственного заказа Тамбовской области было поручено в срок до 10.12.2007 провести конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на уча­стие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств тех­нического диагностирования при государственном техническом осмотре с 01.01.2008 (с разбивкой на лоты - отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу об­ласти).

09.11.2007 Комитетом государственного заказа Тамбовской области в газете «Тамбов­ская жизнь» опубликовано соответствующее извещение №337 о проведении открытого конкурса с размещением конкурсной документации на официальном сайте «www.tambov.gov.ru». Срок приема заявок установлен с 09.11.2007 по 30.11.2007.

Согласно извещению и конкурсной документации на конкурс представлены лоты №№1 - 30, в том числе по г.Тамбову №№1 - 4. Определение 4 лотов по городу Тамбову (пунктов проверки технического состояния транспортных средств) произведено с учетом предложений Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тамбовской области согласно которым, в зависимости от необходимой потребности в поставщиках услуг и имеющейся штатной численности сотрудников Госавтоинспекции, осуществляющих проведение ГТО в подразделении ГИБДД по мес­ту регистрации транспортных средств разделение города Тамбов на 4 лота по 20000 единиц транспортных средств  обусловлено следующим:

- количеством транспортных средств по сравнению с остальными лотами;

- обеспечением  благоприятных  условий  для  приема  граждан,  связанных с сокра­щением временных затрат;

- созданием условий для конкуренции и отсутствия монополизации на данном рынке ус­луг;

- штатной численностью подразделений ГИБДД, осуществляющих проведение ГТО в г.Тамбове, позволяющей обеспечить выполнение п.3 постановления администрации области от 26.10.2007 №1148 письмо Управления ГИБДД УВД по Тамбовской области исх. №11372 от 14.12.2007.

После опубликования указанного извещения и конкурсной документации Комитетом государственного заказа Тамбовской области в том же порядке опубликованы сообщения 19.11.2007 - о продлении срока подачи заявок до 05.12.2007 и изменении условий конкурса - объединении лотов №1 - 4 установленных по г.Тамбову в один лот - №1; 04.12.2007 - об исключении  лотов № 1 - 4 и продлении срока подачи заявок до 14.12.2007.

Посчитав, что Комитетом государственного заказа Тамбовской области нарушены требования действующего законодательства и его права и законные интересы, ООО «ВектоР» обратилось в арбитражный суд за защитой.

Разрешая данный спор по существу, суд, правомерно исходил из обоснованности заявленных требований, при этом, правомерно руководствовался следующим.

Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее - Положение), утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 31.07.1998 №880 закреплены основные условия проведения конкурса, функции, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к представляемым участникам документам, процедуре их рассмотрения и оформления результатов конкурса установлены.

Согласно п.п. 4, 8 Положения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководитель органа исполнительной власти) принимает решение о проведении конкурса и утверждает состав конкурсной комиссии, в том числе ее председателя и ответственного секретаря. При этом, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 «Организация конкурса» (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2005 №862) орган Государствен­ной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Госавтоинспекция) субъекта Российской Федерации:

а) готовит предложения по составу конкурсной и экспертной комиссий;

б) помещает объявление о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса;

в) осуществляет сбор заявок на участие в конкурсе;

г) принимает и регистрирует представляемые документы.

Объявление о проведении конкурса публикуется через две недели после принятия решения о его проведении.

Заявки на участие в конкурсе подаются в течение трех недель со дня опубликования объявления, после чего в недельный срок определяется перечень претендентов, допущенных к участию в конкурсе.

Таким образом, помещение объявления о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса; осуществление сбора заявок на участие в конкурсе; регистрация представляемых документов должна осуществляться органом Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года №880 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 №862) установлено, что Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к уча­стию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Однако возможности поручения исполнения изложенных выше обязанностей по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре какому - либо иному государственному органу, не предусмотрено.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение требований указанных выше норм, постановлением Администрации Тамбовской области от 26.10.2007 №1148 «Об организации на территории области государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования» Комитету государственного заказа Тамбовской области было поручено провести конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Следовательно, произведенные Комитетом государственного заказа Тамбовской области действия, связанные с проведением конкурса, являются неправомерными.

Кроме того, объединение лотов №№1 - 4 в один лот, является изменением предмета конкурса, определенного изначально, что недопустимо с позиции вышеназванных требований закона, и ограничивает при этом доступ хозяйствующих субъектов на участие в конкурсе.

В результате указанных действий были нарушены права и законные интересы ООО «ВектоР» и других лиц, желающих принять участие в конкурсе на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Доказательств, опровергающих изложенное, то есть соответствия оспариваемых действий требованиям законодательства и отсутствия нарушения ими прав и законных интересов ООО «ВектоР» и третьих лиц, Комитет государственного заказа Тамбовской области, в нарушение ст.65 АПК РФ, ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представил.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Суд, установив, что оспариваемые действия Комитета государственного заказа Тамбовской области не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ООО «ВектоР» и иных лиц, желающих принять участие в конкурсе на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы, о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела выяснены не полно, выводы, изложенные в обжалуемом решении не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и отклоняются судом ввиду их несогласованности с представленным материалам дела и нормами действующего законодательства.

Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда, изложенные в решении, а выражают лишь несогласие с ними, и не доказывают правомерность оспариваемых действий Комитета государственного заказа Тамбовской области.

При рассмотрении доводов о том, что определение об отказе в отмене обеспечении иска 25.12.2007 вынесено с нарушением установленного законодательством пятидневного срока, при вынесении данного определения представитель, который указан в протоколе от 25.12.2007 фактически отсутствовал, отклоняются судом апелляционной инстанции, суд исходит из того, что они опровергаются материалами дела и никоим образом не повлияли на правомерность и обоснованность обжалуемого судебного акта, при этом полагает необходимым учитывать следующее.

Согласно ч.3 ст.113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено начало процессуального срока (ч.4 ст.113 АПК РФ).

Заявление об отмене обеспечительных мер было подано Комитетом, согласно штампа Арбитражного суда Тамбовской области на данном заявлении 19.12.2007, следовательно, течение пятидневного срока началось 20.12.2007 и последним днем указанного срока являлось 26.12.2007.

Таким образом, определение об отказе в отмене обеспечительных мер вынесено судом без нарушений норм процессуального права.

Имеющимся в материалах дела протоколом судебного заседания (т.2 л.д.89 - 90), начавшегося 19.12.2007 и закончившегося после объявления перерыва 25.12.2007 подтверждается, что в данном судебном заседании на котором рассматривался вопрос об отмене обеспечительных мер до объявления перерыва интересы Комитета государственного заказа Тамбовской области представлял Зернов Михаил Эдуардович на основании доверенности от 28.11.2007 и ордера №43 от 19.12.2007, а после перерыва Хаустов Александр Владимирович по доверенности от 18.12.2007.

Возражений на указанный протокол судебного заседания от Комитета государственного заказа Тамбовской области не поступало, и определение об отказе в отмене обеспечительных мер от 25.12.2007 Комитетом обжаловано не было.

Довод о том, что обжалуемый судебный акт принят под влиянием ранее принятого решения другого судьи при необъективном подходе отклоняется, поскольку не нашел документального подтверждения и не является в силу ст.270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта.

Комитетом государственного заказа Тамбовской области заявлено о нарушении судом норм процессуального права привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Вместе с тем,  данный факт не указан в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации в качестве оснований отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Кроме того, в силу положений статьи 51 АПК РФ, определение о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не обжалуется.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.01.2008 по делу №А64 - 6873,7033/07 - 7 оставить без изменений, а апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Тамбовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
     А.И. Протасов

     Судьи
   В.А. Скрынников

     Н.Д. Миронцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка