• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2008 года  Дело N А64-7140/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2008г.

Полный текст постановления изготовлен 12.05.2008г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скрынникова В.А.,

судей: Михайловой Т.Л.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.

при участии:

от налогового органа: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

от налогоплательщика: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

от третьего лица: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2008 года по делу № А64 - 7140/07 - 13 (судья Пряхина Л.И.) по заявлению Тамбовского ОГУ «Кирсановский лесхоз» к МИФНС России № 2 по Тамбовской области о признании незаконным ее решения № 148 от 12.11.2007г.,

УСТАНОВИЛ:

Тамбовское областное государственное учреждение «Кирсановский лесхоз» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к МИФНС России № 2 по Тамбовской области о признании незаконным решения № 148 от 12.11.2007г., обязании налогового органа возвратить ошибочно перечисленные платежи на обязательное пенсионное страхование в сумме 80032 руб. 90 коп. и обязать налоговый орган списать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплаты страховой части пенсии в сумме 28802 руб. 21 коп.

В порядке ст. 49 АПК РФ Тамбовское ОГУ «Кирсановский лесхоз» уточнило требования и просило обязать налоговый орган перенести страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52321 руб. 21 коп. на ОКАТО 68405000000 КБК 18210202010061000160, а 27710 руб. 88 коп. засчитать в счет недоимки по ОКАТО 68405000000 на КБК 18210202010061000160 (л.д. 111).

Решением от 29.01.2008г. Арбитражный суд Тамбовской области прекратил производство по делу в части требования о списании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 28802 руб. 21 коп.

Решение МИФНС России № 2 по Тамбовской области № 148 от 12.11.2007г. признано незаконным. Суд обязал налоговый орган перенести уплаченные Тамбовским ОГУ «Кирсановский лесхоз» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52321 руб. 21 коп. на ОКАТО 68405000000 КБК 18210202010061000160, а 27710 руб. 88 коп. засчитать в счет недоимки по ОКАТО 68405000000 на КБК 18210202010061000160.

МИФНС России № 2 по Тамбовской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание не явились МИФНС России № 2 по Тамбовской области, Тамбовское ОГУ «Кирсановский лесхоз» и ГУ - УПФ РФ в г. Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.

На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Тамбовское ОГУ «Кирсановский лесхоз» платежными поручениями №№ 34, 30, 63, 29, 62, 31, 64, 32, 65, 67, 35, 68, 36, 69, 70, 37 от 09.02.2006г., № 457 от 10.07.2006г., №№ 52, 39 от 14.02.2002г., №№ 79, 92 от 11.03.2002г., №№ 138, 154 от 10.04.2002г., № 218 от 16.05.2002г., № 203 от 14.05.2002г., №№ 261, 277 от 07.06.2002г., №№ 335, 320 от 10.07.2002г., №№ 50, 370 от 14.02.2002г., №№ 81, 102 от 11.03.2002г., №№ 136, 152 от 10.04.2002г., № 216 от 16.05.2002г., № 202 от 14.05.2002г., №№ 257, 275 от 07.06.2002г., №№ 333, 318 от 10.07.2002г. уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 80032 руб. 09 коп. с ошибкой в указании реквизита платежного документа - кода ОКАТО.

В связи с возникшей переплатой по страховым взносам в размере 80032 руб. 09 коп. Тамбовское ОГУ «Кирсановский лесхоз» обратилось в налоговый орган с заявлением от 01.11.2007г. № 234 о возврате указанной суммы.

Решением № 148 от 12.11.2007г. МИФНС России № 2 по Тамбовской области отказала в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, поскольку налоговым законодательством зачет (возврат) страховых взносов не предусмотрен.

Не согласившись с указанным решением, Тамбовское ОГУ «Кирсановский лесхоз» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Закона № 167 - ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом не установлено для органов Пенсионного фонда РФ.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренных вышеуказанной нормой права, то такие правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным нлогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Факт излишней уплаты Тамбовским ОГУ «Кирсановский лесхоз» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет в сумме 80032 руб. 09 коп. подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Наличие заявления плательщика на возврат данной суммы налоговым органом не оспорено, доказательств обратного не представлено.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа Тамбовскому ОГУ «Кирсановский лесхоз» в возврате 80032 руб. 09 коп. излишне уплаченных страховых взносов.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004г. № 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996г. № 115 - ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации») администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что администратором поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба РФ, в связи с чем, зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что Тамбовским ОГУ «Кирсановский лесхоз» пропущен трехлетний срок, предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ, что препятствует налоговому органу осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, не может быть принят судом апелляционной инстанции.

Определением Конституционного суда РФ от 21.06.2001г. № 173 - О разъяснено, что норма права, установленная ст. 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При рассмотрении настоящего дела налоговым органом не заявлялось о пропуске указанного выше срока, а также МИФНС России № 2 по Тамбовской области не представлено доказательств того, что Тамбовский ОГУ «Кирсановский лесхоз» узнало о имеющейся переплате в спорной сумме, ранее, чем направило заявление о возврате 80032 руб. 09 коп. излишне уплаченных страховых взносов 01.11.2007г. в налоговый орган.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражный суд Тамбовской области правомерно удовлетворил уточненные требования заявителя и обязал МИФНС России № 2 по Тамбовской области перенести уплаченные Тамбовским ОГУ «Кирсановский лесхоз» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52321 руб. 21 коп. на ОКАТО 68405000000 КБК 18210202010061000160, а 27710 руб. 88 коп. засчитать в счет недоимки по ОКАТО 68405000000 на КБК 18210202010061000160.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в части требования о списании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 28802 руб. 21 коп. в связи с отсутствием предмета спора, поскольку согласно представленной налоговым органом выписке по лицевому счету указанные пени отсутствуют.

В апелляционной жалобе МИФНС России № 2 по Тамбовской области не приводит правовых обоснований, по которым она не согласна с выводами суда первой инстанции в указанной части.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2008г. по делу № А64 - 7140/07 - 13 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Тамбовской области без удовлетворения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению № 93 от 24.03.2008г. при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2008 года по делу № А64 - 7140/07 - 13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России № 2 по Тамбовской области без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
   В.А.Скрынников

     Судьи
  Т.Л.Михайлова

     А.И.Протасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-7140/2007
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 12 мая 2008

Поиск в тексте