• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2008 года  Дело N А64-7188/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28.05.2008 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Осиповой М.Б.

судей Скрынникова В.А.

Протасова А.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратьевой Н.С.,

при участии:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Бич В.С. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности № 05 - 24/028839 от 03.10.2007 г. сроком по 01.10.2008 г., удостоверение УР № 443141 действительно до 31.12.2009 г.;

от ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд»: Красникова Г.В. - главный бухгалтер по доверенности № 063 от 25.01.2008 г. сроком по 31.12.2008 г., паспорт серии 68 05 № 254791 выдан Советским РОВД г. Тамбова 17.11.2005 г.,

Осадчий Ю.В. - адвокат по доверенности № 17 от 19.05.2008 г. сроком на один год, удостоверение № 173 от 18.10.2002 г., регистрационный номер 68/174 в реестре адвокатов Тамбовской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2008 года по делу № А64 - 7188/07 - 16 (судья Игнатенко В.А.) по заявлению ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о возврате из бюджета излишне взысканного налога и пеней. 21идуального предпринимателя Лазеева Александра Николаевичао признании незаконным требования № 14608 от 02.05.2007 г.

ично недействительным решениельным решение УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Тамбовский завод «Революционный труд» (далее - ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - ИФНС России по г. Тамбову, Инспекция) о возврате из соответствующего бюджета излишне взысканных налога на добавленную стоимость в размере 5 178 260 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 710 515 руб. 39 коп.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2008 года по делу № А64 - 7188/07 - 16 заявленные требования Общества удовлетворены. Арбитражный суд Тамбовской области обязал ИФНС России по г. Тамбову произвести возврат из соответствующего бюджета на расчетный счет ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» сумм излишне взысканных по инкассовому поручению № 8171 от 05.05.2005 г. суммы налога на добавленную стоимость в размере 5 178 260 руб., по инкассовому поручению № 8172 от 05.05.2005г. суммы пени по налогу на добавленную стоимость в размере 710 515 руб. 39 коп.

ИФНС России по г. Тамбову не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Инспекцией было выставлено требование № 179 по состоянию на 28.03.2003, в соответствии с которым, Обществу в срок до 02.04.2003 г. было предложено уплатить в добровольном порядке налог на добавленную стоимость в сумме 5 178 260 руб. и пени в размере 727 577 руб.

Поскольку, в добровольном порядке в установленный срок данное требование Обществом исполнено не было, Инспекцией в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) было принято решение № 5042 от 05.08.2005 г. о взыскании с ФГУП «Тамбовский завод «Революционный труд» (правопредшественника ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд») в бесспорном порядке за счет его денежных средств задолженности по НДС в сумме 5 178 260 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в размере 710515 руб. 39 коп.

На основании указанного решения с ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» по инкассовым поручениям от 05.05.2005 г. №№ 8171, 8172, Инспекцией было произведено списание денежных средств в общей сумме 5 888 775 руб. 39 коп.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.10.2005 г. по делу № А64 - 4839/05 - 15 решение ИФНС России по г. Тамбову от 05.05.2005 г. № 5042 о взыскании налога в сумме 5 178 260 руб., пени на сумму 710 515 руб. 39 коп. признано недействительным. Данное решение арбитражного суда вступило в законную силу.

Обществом было направлено в Инспекцию заявление о возврате денежных средств в сумме 5 888 775 руб. 39 коп.

ИФНС России по г. Тамбову письмом № 2144 от 13.12.2005 г. отказала Обществу в возврате указанной суммы, поскольку, по мнению Инспекции, сумма переплаты не подтверждается данными КЛС.

Не согласившись с отказом Инспекции в возврате излишне взысканных денежные средства в общей сумме 5 888 775 руб. 39 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

При этом, решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, является общим и применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке.

Учитывая изложенное, инкассовые поручения должны направляться налоговым органом в банк в течение 60 дней с даты вынесения решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, имеющаяся у налогоплательщика - организации задолженность по уплате налогов (сборов) и пени может быть взыскана принудительно, либо в порядке ст. ст. 46, 47 НК РФ, посредством принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика - организации в банках, или решения о взыскании задолженности за счет его иного имущества либо на основании решения суда, если указанные ненормативные акты (или один из них) являются недействительными.

В силу пункта 4 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 79 НК РФ, правила настоящей статьи применяются также в отношении пеней.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 г. № 503 - О, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

Из материалов дела следует, что решение Инспекции № 5042 от 05.05.2005 г. о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 5178 260 руб. и пени в сумме 710 515 руб. 39 коп. было признано недействительным решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.10.2005 г. № 4839/05 - 15, в связи с пропуском срока для бесспорного взыскания указанных сумм налога и пени (истек - 02.06.2003 г.). При этом, за взысканием данных сумм в судебном порядке Инспекция не обращалась.

Согласно представленной в материалы дела выписки из лицевого счета за 19.05.2005 г. (л.д. 13), подтверждается поступление в бюджет денежных средств в общей сумме 5888775 руб. 39 коп. по решению Инспекции № 5042 от 05.05.2005 г. и выставленным на его основании инкассовым поручениям №№ 8171, 8172 на счет № 40101810000000010005.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в момент обращения ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» с заявлением о возврате излишне взысканных сумм, с учетом признания арбитражным судом недействительным решения Инспекции № 5042 от 05.05.2005 г. о взыскании налогов и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках у Общества имелась переплата в бюджет в размере 5888775 руб. 39 коп., является обоснованным.

При этом, правомерно не принята судом первой инстанции ссылка Инспекции на наличие у Общества задолженности по налогам, подлежащим перечислению в федеральный бюджет по состоянию на 19.05.2005 года, а также представленная в подтверждение задолженности выписка лицевого счета.

Учитывая, что лицевой счет налогоплательщика являются формой внутриведомственного контроля, выписки по лицевому счету налогоплательщика не предусмотрены законодательством о налогах и сборах в качестве документа, подтверждающего обязанность налогоплательщика по уплате налогов, следовательно, указанные выписки не являются достаточными доказательствами наличия у налогоплательщика соответствующей задолженности по налогам и сборам.

Доказательств, содержащих данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (налоговые декларации Общества, акты налоговых проверок, решения Инспекции по результатам рассмотрения материалов проверок) Инспекцией не представлено.

Кроме того, исходя из на содержании решения об отказе Инспекции от 13.12.2005 г. № 2144, суд первой инстанции обоснованно указал, что отказ Инспекции в возврате сумм излишне взысканного налога не основывался на том , что Общество на момент обращения с заявлением о возврате имело задолженность в федеральный бюджет.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку как требование об уплате налога, так и решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика имеют сходную правовую природу, поскольку являются документами, составляемыми налоговым органом на различных этапах одной процедуры - процедуры принудительного взыскания задолженности налогоплательщика по уплате налогов, сборов и пени. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно сослался на вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда РФ.

По указанным основаниям подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку требование № 15737 от 25.03.2005 г. не было признано недействительным, следовательно спорная сумма не является излишне взысканной.

С учетом того, что решение о взыскании № 5042 от 05.05.2005 г. на основании которого были выставлены инкассовые поручения № № 8171, 8172 и списана спорная сумма, признано недействительным, тот факт, что требование № 15737 от 25.03.2005 г. не было признано недействительным, не имеет правового значения в рассматриваемом деле.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В процессе рассмотрения спора по существу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности Инспекцией законности отказа в возврате суммы 5888775 руб. 39 коп., в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования Общества.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2008 года по делу № А64 - 7188/07 - 16 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Поскольку Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до вынесения судебного акта по рассматриваемой жалобе, расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2008 года по делу № А64 - 7188/07 - 16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову, находящейся по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. в доход федерального бюджета.

На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий
    М.Б. Осипова

     Судьи
   В.А. Скрынников

     А.И. Протасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А64-7188/2007
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 мая 2008

Поиск в тексте