ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2009 года  Дело N А64-7194/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2009 года

Полный текст постановления изготовлен 31.08.2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Мокроусова Л.М.,

судей:   Поротикова А.И.,

Безбородова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Правдик А.Н.,

при участии:

от КУИ Тамбовской области: Кораблёв Д.Н., начальник юридического отдела, доверенность  б/н от 05.03.2009 г.;

от ТУФА УГИ в Тамбовской области: Петровичева С.Л., начальник отдела правового обеспечения, кадров и бухгалтерского учёта, доверенность № 18 от 10.08.2009 г.;

от ГОУ ВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина» представитель не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 года по делу № А64 - 7194/08 - 7 (судья Белоусов И.И.) по иску комитета по управлению имуществом Тамбовской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом  по Тамбовской области о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, при участии в качестве третьих лиц - государственного образовательного учреждения высшего профессионального образовательного учреждения высшего профессионального образования (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина),

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению госу­дарственным имуществом по Тамбовской области с требованием о признании права государ­ственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области - на здание по ул. Интернациональная, 33, города Тамбов, общей площадью 4 771,7 кв.м, литера А, А1, инвентарный номер 11785/329, реестровый номер 68:29:000/001/2699/33.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель комитета по управлению муниципальным имуществом Тамбовской области доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель ТУФА УГИ в Тамбовской области (правопреемник  ТУФА УГИ по Тамбовской области) доводы апелляционной жалобы отклонил и, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя истца, судебная коллегия не нашла основания к отмене или изменению обжалуемого судебного акта и удовлетворению апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 30.09.1991 года № 233 «О приеме на баланс облисполкома зданий и сооружений бывшего обкома Компартии РСФСР» на баланс облисполкома было принято здание Обко­ма Компартии РСФСР, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, 33 г.Тамбова.

Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 10.02.1994 года № 58 «О некоторых вопросах, связанных и с использованием административных зданий в г. Тамбо­ве, входящих в состав областной собственности» принято решение передать здание по ад­ресу: ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов  для нужд Тамбовского государственного педа­гогического института.

Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 года № 725 «Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения» здание, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов отнесе­но к памятникам регионального значения.

На основании постановления администрации области от 22.03.2004 года № 191 «О закреп­лении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников ис­тории и культуры) регионального значения за государственным учреждением «Инспекция охраны историко - культурного наследия Тамбовской области» (в настоящее время ТОГУК «Центр историко - культурного наследия Тамбовской области») здание памятник региональ­ного значения, расположенное по адресу: Интернациональная, 33, г. Тамбов передано в оперативное управление государственного учреждения «Инспекция охраны историко - культурного наследия Тамбовской области ».

31.03.2004 года подписан акт приёма - передачи основных средств № 2, в соответствии с ко­торым, администрация Тамбовской области передала на баланс ГУ «Инспекция охраны ис­торико - культурного наследия Тамбовской области» здание, расположенное по адресу: ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов.

Постановлением Тамбовской областной Думы от 17.09.2004 года № 902 здание - памятник регионального значения «Крестьянский и дворянский поземельный банк» по адресу: ул. Интернациональная, 33, г. Тамбов, внесено в перечень объектов государственной собственно­сти Тамбовской области не подлежащих отчуждению.

Здание, расположенное по адресу: Интернациональная. 33, г. Тамбов учитывается в реестре государственной собственности Тамбовской области с реестровым номером 06800158 (дата присвоения реестрового номера 28.12.2000 года).

Согласно выписке из реестра государственного имущества Тамбовской области данное здание является государственной собственностью Тамбовской области и находится в опера­тивном управлении ТОГУК «Центр по сохранению историко - культурного наследия Там­бовской области».

Однако, согласно выписке из реестра федерального имущества, спорное здание внесено в реестр федерального имущества 16.12.1999 года

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управле­нию государственным имуществом по Тамбовской области № 186 - р от 26.08.2005 года «О закреплении на праве оперативного управления за государственным образовательным учре­ждением высшего профессионального образования «Тамбовский государственный универ­ситет им. Г.Р. Державина недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Интернациональна, 33» спорное здание в качестве федерального имущества закреп­лено на праве оперативного управления за государственным образовательным учрежде­нием высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина».

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, комитет по управлению имуществом Тамбовской области указал, что у Российской Федерации в лице уполномоченных органов отсутствуют основания учитывать спорное здание в составе федеральной собственности в реестре федерального имущества.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации яв­ляется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (феде­ральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

Отнесение имущества к федеральной собственности и к собствен­ности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном зако­ном (п. 5 ст. 214 ГК РФ).

Указом Президента РСФСР № 90 от 25.08.1991 года «Об имуществе КПСС и Ком­мунистической партии РСФСР» все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество объявлено государственной собственностью РСФСР. При этом не оговаривались источники приобретения прав органами КПСС.

В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 года № 8, документом, подтверждающим право собственности субъектов права феде­ральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муни­ципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным рас­поряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года № 114 - рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности ру­ководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020 - 1.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020 - 1, объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государ­ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто­номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определе­ния соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной соб­ственности.

Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, обла­стей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга осу­ществляется постановлением Правительства Российской Федерации (п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020 - 1).

На основании изложенного, учитывая, что поскольку спорное здание на основании  Постановления Верховного Совета Россий­ской Федерации от 27.12.1991 года № 3020 - 1 не относилось к имуществу, относящемуся к государственной собственности субъектов Российской Федерации и  не было передано в государственную собственность Тамбовской области в порядке, определенном указанным постановлением, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Довод апелляционной жалобы относительно отсутствия в решении суда оценки тому обстоятельству, что здание является памятником регионального значения не может повлиять на выводы суда, так как статус памятника не определяет уровня собственности, а лишь влечет обременение для любого собственника.

Также не может быть признан состоятельным довод заявителя жалобы относительно правообразующего значения нахождения спорного имущества на балансе областного учреждения.

Соглашение между комитетом по управлению имуществом тамбовской области и ГУ ВПО «Тамбовский государственный университет», подписанное 16.05.2005 года независимо от содержания не может подтверждать приобретения права собственности Тамбовской области в отсутствие иных доказательств. Распоряжение имуществом является следствием принадлежности прав, а не основанием их возникновения.

При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, исходя из анализа вышеназванных норм права, с учетом представленных доказательств, арбитражный суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

По настоящему делу оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее заявителя и возврату или возмещению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 года по делу № А64 - 7194/08 - 7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу и   - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

     Председательствующий  
 Л.М. Мокроусова

     Судьи
    А.И. Поротиков

     Е.А. Безбородов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка