ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2011 года  Дело N А36-4256/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2011 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта  2011 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Протасова А.И.,

судей  Семенюта Е.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

при участии:

от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: Киреева Н.С., начальника управления;

от общества с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт»: Саввиной Н.А., представителя по доверенности № 19/11 от 17.03.2011;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области  на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2011 по делу №А36 - 4256/2010 (судья Дружинин А.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» к Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о признании незаконным и отмене приказа от 29.09.2010 №207 - ЛЗ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа  Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 29 сентября 2010 года № 207 - ЛЗ «Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции» (с учетом уточнений от 16.12.2010).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2011 по делу  № А36 - 4256/2010  заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить,  как принятое при неправильном применении судом норм материального права, не соответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебном заседании заявитель апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, утверждая, что в случае создания нового территориально - обособленного подразделения для переоформления лицензии необходимо предъявить полный пакет документов, как и при получении лицензии, то есть лицензируемый орган должен произвести  действия аналогичные  действиям, проводимым при выдаче новой лицензии, с оплатой государственной пошлины, установленной п/п. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, следовательно у суда отсутствовали основания для признания приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 29 сентября 2010 года № 207 - ЛЗ «Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции» незаконным.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» 26.07.2010 обратилось в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области с заявлением о переоформлении действующей лицензии ПВ 0000479, рег. № 95 от 16.06.2010 на розничную продажу алкогольной продукции в связи с открытием нового обособленного подразделения - магазина «Росинка» по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Королева, д. 1, с приложением всех необходимых документов, предусмотренных п. 10 Положения о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2005 № 200, в том числе было приложено платежное поручение с отметкой банка о перечислении государственной пошлины в сумме 2000 рублей в соответствии с п/п 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.

По результатам проведенной  12.08.2010 предлицензионной проверки были выявлены нарушения требований статьи 19  Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и подпункта "а" п. 8, п. 14 Положения о лицензировании  деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2005 г. № 200, выразившиеся в том, что, в представленных документах выявлена недостоверная информация в виде несоответствия торговых и складских  помещений сведениям, содержащимся в инвентаризационном плане строения технического паспорта по состоянию на 15.08.2007 (установление в складском помещении и в торговом зале внутренних перегородок, выполненных из деревянного каркаса, обшитого панелями ПВХ, для разделения рабочих зон).

24.08.2010 по итогам проверки было составлено уведомление № 1453/03 - 46 об отказе в переоформлении лицензии.

Устранив выявленные нарушения, Общество с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» 28.08.2010 вновь обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о переоформлении лицензии с приложением всех необходимых документов.

По утверждению заявителя, лицензирующий орган согласился переоформить лицензию при условии, что Обществом с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» будет написано заявление об аннулировании действующей лицензии и выдаче новой с уплатой государственной пошлины 40000 рублей.

30.09.2010 заявителем было получено уведомление № 1885/03 - 46 об отказе в переоформлении лицензии на основании решения, оформленного приказом от 29.09.2010 № 207 - ЛЗ, в связи с тем, что расположенное по адресу: г. Елец, ул. Королева, д. 1, обособленное подразделение не было включено в действующую лицензию, а перечень сведений, указанных в лицензии в соответствии с п. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» является  исчерпывающим, поэтому в данном случае имеет место выдача новой лицензии.

Не согласившись с указанным приказом,  Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Липецкой области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что у Общества имелась лицензия на продажу алкогольной продукции. Действие выданной юридическому лицу лицензии распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений согласно  п. 19 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и п. 21 Положения о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2005 № 200, и, соответственно, ссылка Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области  обоснованно не принята судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает выводы суда, изложенные в решении правомерными, обоснованными, исходя из следующего.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171 - ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171 - ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 171 - ФЗ поставка и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии соответствующих лицензий.

Согласно  ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ деятельность по производству и обороту указанной продукции осуществляется на основании лицензий, выданных уполномоченными органами.

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

Частью 10 статьи 18 Федерального закона N 171 - ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений названного Федерального закона только организациям.

На основании ч. 1 статьи 12 Федерального закона № 171 - ФЗ лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В лицензии согласно п. 19 ст. 19 Закона N 171 - ФЗ указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно - правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 Закона N 171 - ФЗ, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи.

Согласно статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации территориально обособленные подразделения юридического лица не являются юридическими лицами.

Пунктом 20 статьи 19 Закона N 171 - ФЗ предусмотрено, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Из указанных норм следует, что не нужно оформлять отдельные лицензии на каждое обособленное подразделение организации.

Данный вывод подтверждается также п. 12 ст. 19 Закона N 171 - ФЗ, согласно которому в случае изменения указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Аналогичные основания переоформления лицензии предусмотрены  пунктом 21 Положения о лицензировании деятельности по розничной продаже  алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного постановлением Администрации Липецкой области от 30.12.2005 № 200, согласно которому именно переоформление лицензии осуществляется в случае реорганизации  юридического лица, изменения его наименования (без его реорганизации), изменения его места нахождения или указанного в лицензии  места осуществления  его деятельности, мест нахождения  территориального  обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты  лицензии.

Абзац 2 п. 11 Положения, предусматривает, что  в случае изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений организации переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Подпункт 1 п. 1 ст. 19 Закона N 171 - ФЗ устанавливает, что для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в п. 2 ст. 18 Закона N 171 - ФЗ, организацией в лицензирующий орган представляется заявление о выдаче лицензии с указанием, в частности, мест нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Лицензия на осуществление деятельности, указанной в абз. 9 п. 2 ст. 18 Закона № 171 - ФЗ, выдается в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.12.1999 № 1344 (далее - Положение) (п. 9 указанной статьи).

Постановлением Правительства РФ от 04.03.2010 № 126 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Постановление Правительства РФ № 126) внесены изменения в п. п. 11 и 14 Положения. Указанные изменения вступили в силу с 15 марта 2010 года.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. До переоформления лицензии  организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным Законом № 171 - ФЗ лицензионным требованиям (абз. 3 - 5 п. 11 Положения).

Таким образом, с вступлением в силу изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ № 126, Положение приведено в соответствие с нормами Закона № 171 - ФЗ.

При изменении места нахождения одного из обособленных подразделений, указанных в лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, организация подает в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, в 30 - дневный срок со дня их возникновения.

Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии,  срок действия которой остается прежним.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что позиция Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, определяющая, что срок действия  лицензии, выданной в отношении нового территориально - обособленного подразделения, не тождественен сроку лицензии в отношении самого юридического лица, образовывающего свои структурные подразделения, противоречит требованиям гражданского законодательства, определяющего правовое положение юридических лиц.

В абз. 12 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что за переоформление лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии должна уплачиваться государственная пошлина в размере 2000 руб.

Аналогичный порядок переоформления лицензии разработан в п. 21 Положения о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2005 № 200.

Следовательно, в случае создания лицензиатом новых подразделений или закрытия объектов, указанных в лицензии, лицензиат обязан обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением места осуществления деятельности.

Довод Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о том, что в случае создания нового территориально - обособленного подразделения для переоформлении лицензии  необходимо предъявить полный комплект документов, как и при получении  лицензии, а также при этом лицензирующий орган  должен произвести действия аналогичные действиям, проводимым при выдаче новой лицензии, с оплатой государственной пошлины, установленной ч. 94 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, апелляционной инстанцией не принимается, поскольку ему была дана верная оценка в обжалуемом судебном акте.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждение Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области о том, что при создании нового территориально обособленного подразделения юридическое лицо должно подавать заявление о выдаче лицензии (отзыв от 19.11.2010 № 2600, л.д. 40 - 42), а также выводы, изложенные в обжалуемом приказе от 29 сентября 2010 года № 207 - ЛЗ об отказе ООО «Регион - Продукт» в переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине «Росинка» по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Королева, д. 1, в связи с тем, что расположенное по данному адресу территориально обособленное подразделение не было включено в лицензию, а перечень сведений указанных в лицензии является исчерпывающим, поэтому в данном случае имеет место выдача лицензии, противоречат требованиям п. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и п. 21 Положения о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Липецкой области, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2005 № 200.

Соответственно,  приказ начальника Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области Киреева Н.С. от 29 сентября 2010 года № 207 - ЛЗ об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Регион - Продукт» г. Елец Липецкой области в переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине «Росинка» по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Королева, д. 1, признается незаконным, как противоречащий Федеральному закону от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить либо отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области не представлено.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.01.2011 по делу №А36 - 4256/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двух месячный срок.

     Председательствующий
  А.И. Протасов

     Судьи  
  Е.А. Семенюта

     Н.Д. Миронцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка