• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2011 года  Дело N А48-1252/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2011 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,

судей Осиповой М.Б.,

Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,

при участии в заседании:

от Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Чирикова О.Н., начальника отдела правового обеспечения по доверенности от 02.12.2010 № 06 - 12/06/6846;

от ОАО «Россельхозбанк» в лице Орловского регионального филиала: Молчанова Д.Н., юрисконсульта юридического отдела по доверенности от 02.08.2011 № 010 - 05 - 20/112,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2011 по делу № А48 - 1252/2011 (судья Соколова В.Г.) по заявлению Открытого акционерного общества «Россельхозбанк» в лице Орловского регионального филиала (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488) к Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным в части решения № 507 от 16.02.2011,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Россельхозбанк» в лице Орловского регионального филиала (далее - ОАО «Россельхозбанк», Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ОРО ФСС РФ, Фонд) о признании недействительным решения № 507 от 16.02.2011 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем, в части непринятия к зачету расходов в сумме 19 855, 32 руб. по листкам нетрудоспособности: серия ВТ 3445457 на сумму 3068, 24 руб., серия ВТ 3439044 на сумму 4090 руб., серия ВТ 3423456 на сумму 12 697, 08 руб. и обязании Фонда принять к зачету расходы в сумме 19 855, 32 руб., произведенные Обществом на цели обязательного социального страхования по листкам нетрудоспособности: серия ВТ 3445457 на сумму 3068, 24 руб., серия ВТ 3439044 на сумму 4090 руб., серия ВТ 3423456 на сумму 12 697, 08 руб.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2011 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой на состоявшийся судебный акт, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Фонд ссылается на то, что листки нетрудоспособности изначально были приняты Обществом к оплате с нарушением оформления и исправлены они были также с нарушениями: Фонд считает, что исправление листков нетрудоспособности не обосновано, так как допущенные нарушения являются неустранимыми. По мнению Фонда, судом необоснованно не приняты во внимание данные книг регистрации листков нетрудоспособности ф. 036/у и медицинской карты больного.

В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Россельхозбанк» просит оставить решение суда без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период с 24.11.2010 по 25.11.2010 Государственным учреждением - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании решения от 23.11.2010 № 507 о проведении документальной выездной проверки страхователя, проведена проверка Орловского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» на предмет правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств.

По результатам проверки составлен акт от 20.01.2011 № 507с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию, согласно которому при исчислении пособий по временной нетрудоспособности не принято к зачету расходов в сумме 34 419, 93 руб., в том числе, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 28 271, 60 руб., из них на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в сумме 27 963, 32 руб.

16 февраля 2011 года Фондом вынесено решение №507 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального на цели обязательного социального страхования, согласно которому не приняты к зачету расходы в сумме 26 307, 93 руб., в том числе, по листкам нетрудоспособности серия ВТ 3445457 на сумму 3068, 24 руб., серия ВТ 3439044 на сумму 4090 руб., серия ВТ 3423456 на сумму 12 697, 08 руб.

Не согласившись с решением Фонда в оспариваемой части, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования ОАО «Россельхозбанк», суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165 - ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165 - ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона № 165 - ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по временной нетрудоспособности.

В силу пункта 1.1 статьи 7 Закона № 165 - ФЗ страховым случаем признается заболевание.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, утраты трудоспособности вследствие заболевания.

Согласно пункту 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа. Имеющиеся исправления или зачеркнутый текст должны быть подтверждены записью «исправленному верить», подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Не допускается в листке нетрудоспособности внесение более двух исправлений.

В соответствии с пунктом 61 данных Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60 отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

Согласно пункту 4.4 акта документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 507с/с от 20.01.2011 по результатам проведенной проверки Фондом Банку предоставлена возможность исправить спорные листки нетрудоспособности, что и было сделано Банком.

Материалами дела подтверждается, что МУЗ «Кромская ЦРБ» внесла исправление в листок нетрудоспособности ВТ 3445457, исправив дату его выдачи на 25.03.2009 (л.д. 30). МУЗ «Ливенская ЦРБ» внесла исправление в листок нетрудоспособности ВТ 3423456, исправив дату его выдачи на 13.05.2009 (л.д. 32). МУЗ «Свердловская ЦРБ» внесла исправление в листок нетрудоспособности ВТ 3439044, исправив режим нахождения больного в больнице на «стационарный» (л.д. 31).

Исправления были внесены до вынесения Фондом оспариваемого решения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165 - ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255 - ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

В силу пункта 5 статьи 13 Закона № 255 - ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 № 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.

В соответствии с пунктом 76 указанного Порядка бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи листа нетрудоспособности гражданину, продления листка нетрудоспособности, выписки гражданина на работу.

В пункте 20 Порядка указано, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается за весь период стационарного лечения.

В листке нетрудоспособности ВТ 3445457, выданном МУЗ «Кромская ЦРБ», после внесения соответствующих исправлений указана дата выдачи 25.03.2009.

Согласно книге регистрации листков нетрудоспособности ф.036/у данный листок нетрудоспособности выдан 24.03.2009.

Из письма заместителя главного врача по клинико - экспертной работе МУЗ «Кромская ЦРБ» от 01.06.2011 следует, что Кособоков В.В. находился в стационаре МУЗ «Кромская ЦРБ» в период с 17.03.2009 по 25.03.2009, о чем и свидетельствует больничный лист серии ВТ №3445457.

В листке нетрудоспособности ВТ 3423456, выданном МУЗ «Ливенская ЦРБ», после внесения соответствующих исправлений указано, что он выдан 13.05.2009.

Согласно книге регистрации листков нетрудоспособности ф.036/у данный листок нетрудоспособности выдан 27.04.2009.

Из письма МУЗ «Ливенская ЦРБ» от 03.06.2011 следует, что Енина Т.В. находилась на стационарном режиме в период с 27.04.2009 по 13.05.2009, а в период с 14.05.2009 по 20.05.2009 - на амбулаторном. Больничный лист серии ВТ 3423456 был выдан Ениной Т.В. в день выписки из стационара 13.05.2009.

В пункте 12 Порядка указано, что при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником)

Согласно пункту 64 Порядка при лечении в условиях «дневного стационара» в листке нетрудоспособности в строке «Режим» делается запись: «амбулаторный режим». Оформление листка нетрудоспособности при лечении в условиях дневного стационара осуществляется по правилам, установленным для оформления листков нетрудоспособности при амбулаторно - поликлиническом лечении.

В листке нетрудоспособности ВТ 3439044, выданном МУЗ «Свердловская ЦРБ», после внесения соответствующих исправлений указано, что больная находилась на стационарном режиме.

Согласно книге регистрации листков нетрудоспособности ф.036/у больная находилась в больнице в режиме дневной стационар.

Из письма МУЗ «Свердловская ЦРБ» от 20.05.2011 следует, что Сергеева Т.П. находилась в стационаре больницы, на основании чего ей был выдан больничный лист ВТ 3439044 от 23.04.2009.

Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Учитывая, что расходы по государственному социальному страхованию произведены Банком по установленным правилам, подтверждены документами (листками нетрудоспособности и письмами больниц о соответствии исправлений в листках нетрудоспособности фактическим обстоятельствам (дням выписки больных из больницы и режиму лечения в больнице), факт болезни работников и правильность размера выплаченного пособия ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Фонд неправомерно не принял к зачету расходы в сумме 19 855, 32 руб., произведенные Банком на цели обязательного социального страхования по листкам нетрудоспособности серия ВТ 3445457 на сумму 3068, 24 руб., серия ВТ 3439044 на сумму 4090 руб., серия ВТ 3423456 на сумму 12 697, 08 руб.

Довод Фонда о том, что исправление листков нетрудоспособности не обосновано, так как допущенные нарушения являются неустранимыми, отклоняется судом апелляционной инстанции. Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что выявленные Фондом в ходе проверки нарушения носили устранимый характер, поэтому после внесения медицинскими учреждениями надлежащим образом заверенных исправлений в листки нетрудоспособности у Фонда отсутствовали законные основания для непринятия к зачету расходов Банка, произведенных на основании данных документов. Об устранимом характере допущенных нарушений свидетельствует также и пункт 4.4 акта документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 507с/с от 20.01.2011, в котором Фонд предложил Банку устранить выявленные нарушения в расходовании средств на цели обязательного социального страхования, отмеченные в акте.

Довод Фонда о том, что листки нетрудоспособности исправлены также с нарушениями, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный и противоречащий материалам дела: больничные листы (с учетом исправлений) содержат информацию, соответствующую страховым случаям.

Апелляционным судом не принимается довод Фонда о невнесении медицинскими учреждениями исправлений в корешки бланков листков нетрудоспособности, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность учреждений здравоохранения по внесению исправлений в указанные корешки, в случае внесения исправлений в бланки листков нетрудоспособности.

Довод Фонда о том, что во внимание следует принимать не исправленные листки нетрудоспособности, не письма больниц о датах и режиме прохождения лечения больными, а книги регистрации листков нетрудоспособности, поскольку они являются первичной медицинской документацией в соответствии с приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», правомерно отклонен судом первой инстанции. При этом судом верно отмечено, что поскольку данный приказ Минздрава СССР утратил силу в связи с изданием приказа Минздрава СССР от 05.10.1988 № 750, в настоящее время нет нормативно - правового акта, который бы относил книги регистрации листков нетрудоспособности к первичной медицинской документации учреждений здравоохранения, на которую в случае возникновения разногласий с датами и режимом прохождения лечения больными в листках нетрудоспособности следует обращать первоочередное внимание.

Судом учтено, что письмом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 № 14 - 6/242888 сообщено, что после отмены приказа Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 не было издано нового альбома образцов учетных форм, в связи с этим учреждениям здравоохранения рекомендовано использовать в своей работе для учета деятельности бланки, утвержденные вышеуказанным приказом. Вместе с тем, данное письмо Минздравсоцразвития РФ носит не обязательный, а информационный характер.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда законных оснований для непринятия к зачету расходов в сумме 19855, 32 руб., на основании которого суд обоснованно признал недействительным решение ГУ ОРО ФСС РФ № 507 от 16.02.2011 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем в сумме 19855, 32, в том числе в марте 2009 года в сумме 3068, 24 руб., в апреле 2009 года в сумме 4090 руб., в мае 2009 года в сумме 12697,08 руб., обязав ГУ ОРО ФСС РФ принять к зачету указанные расходы Банка.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2011 по делу № А48 - 1252/2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины.

В информационном письме № 139 от 11.05.2010 «О внесении изменений в информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в данной статье под иными органами понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично - правовые функции. Таковым, в частности, является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в суде апелляционной инстанции распределению не подлежат.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2011 по делу № А48 - 1252/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.

     Председательствующий
    Н.А. Ольшанская

     Судьи
  М.Б. Осипова

     В.А. Скрынников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А48-1252/2011
Принявший орган: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 августа 2011

Поиск в тексте