ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2011 года  Дело N А35-11768/2010

дело рассмотрено 23.08.2011г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Чаусовой Е.Н.

Судей

Маргеловой Л.М.

Стрегелевой Г.А.

При участии в заседании:

от предпринимателя Лукиной В.А. (ОГРН 307461916900029; Курская обл. г.Обоянь ул. Луначарского д.89 кв.2, 306230)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676; г. Курск ул. К. Маркса 43, 305029)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от прокуратуры Обоянского района (306230 г. Обоянь ул. 1 Мая 8)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лукиной В.А. на решение Арбитражного суда Курской области от 22.12.2010г. (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу №А35-11768/2010,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Лукина Валентина Александровна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 18.10.2010г. №07-12/38 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Курской области от 22.12.2010г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011г. решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением судов, Лукина В.А. обратилась с кассационной жалобой.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Как следует из материалов дела, 08.09.2009г. прокуратурой Обоянского района в отношении индивидуального предпринимателя Лукиной В.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что Лукиной В.А. 07.09.2010г. в магазине «Продукты», расположенном по адресу: г. Обоянь, ул. Луначарского 89, квартал 85, осуществлялась реализация хлеба «Сеймский»  по цене 12руб., вместо 10руб.70коп.

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 18.10.2010г. Лукина В.А. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000руб.

Считая постановление административного органа незаконным, Лукина В.А. обратилась в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом факта совершения предпринимателем вменяемого  административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и вины в его совершении.

Между тем, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 28.02.1995г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги предоставлено Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из положений Федерального закона №381-ФЗ следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.

Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010г. №530 Правилами установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утвержден перечень товаров, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

Пунктом 2 указанных Правил установлено, что предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в отношении предпринимателя  Лукиной В.А., содержит ссылку на ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.07.2010г. №530.

Между тем, в судебных актах отсутствует правовое обоснование  правомерности привлечения Лукиной В.А.  к  ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ  применительно к вменяемому ей нарушению исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность данной нормой Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Рассматривая спор, суды пришли к выводам о подтверждении факта реализации спорного товара по цене 12руб. в принадлежащем предпринимателю магазине следующими документами: товарной накладной от 07.09.2010г. №7763, объяснением от 08.09.2010г., рапортом от 08.09.2010г., актом проверки 07.09.2010г.

Однако содержание данных документов судами не исследовано.

Так, из рапорта помощника прокурора от 08.09.2010г.,  постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.09.2010г.,  постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности от 18.10.2010г. следует, что факт реализации хлеба подтверждается товарно-транспортной накладной от 07.09.2010г. №7763.

Представленная в материалы дела товарно-транспортная накладная  от 07.09.2010г. №7763 свидетельствуют лишь о получении Лукиной В.А. в день проверки спорного товара по цене 9руб.70коп. от индивидуального предпринимателя Афанасьева А.А., а не о его реализации.

Акт проверки от 07.09.2010г. судами также не исследован на предмет документального обоснования факта реализации спорного товара.

Ссылаясь на объяснение Лукиной В.А. от 08.09.2010г. как доказательство реализации ею хлеба по цене 12руб., суды не дали оценку доводам предпринимателя о том, что она поставила свою подпись только о разъяснении ей ст.51 Конституции РФ, а само объяснение  составлено помощником прокурора и лично им подписано.

Учитывая, что судами не установлено, какие именно положения приведенных выше нормативных правовых актов нарушены Лукиной В.А., не в полном объеме установлены фактические обстоятельства, не дана оценка всем доводам предпринимателя, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть изложенное.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Курской области от 22.12.2010г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011г. по делу №А35-11768/2010 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
    Е.Н. Чаусова

     Судьи
   Л.М. Маргелова

     Г.А. Стрегелева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка