ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2011 года  Дело N А60-12003/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кангина А.В.,

судей Татариновой  И.А., Василенко С.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 5; ИНН: 6660013279, ОГРН: 1026604952252; далее - истец, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 по делу № А60-12003/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 03.10.2011 по  тому же  делу.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Муниципальному учреждению «Сухоложская центральная районная больница» (ОГРН: 1036602081911; далее - ответчик, больница) о взыскании убытков в сумме 6000 руб. 45 коп.

Решением суда  от 19.07.2011 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении иска учреждения отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 03.10.2011 (судьи Сафонова С.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, полагая ошибочным вывод судов об отсутствии причинно-следственной связи между выдачей ответчиком неправильно оформленных больничных  листков и возникновением у истца убытков.

Как следует из материалов дела, истцом в соответствии с решением от 31.01.2011 № 3 проведена документальная внеплановая проверка ответчика по вопросам организации и контроля за экспертизой временной нетрудоспособности за период с 01.01.2008 по 01.12.2009.

В ходе проверки установлены факты единоличного (без решения врачебной комиссии) продления врачами листков нетрудоспособности (серия ВС5232575 с 14.11.2008 по 20.11.2008 - кардиолог; серия ВС № 5549570 с 21.03.2009 по 27.03.2009 - хирург).

Посчитав, что данные обстоятельства являются нарушением п. 14 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 (действовавшего на дату возникновения  спорных правоотношений; далее - Порядок), и привели к незаконной выплате пособия по временной нетрудоспособности по названным листкам нетрудоспособности на общую сумму 6000 руб. 45 коп., истец обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что причинная связь между установленными учреждением нарушениями выдачи листков нетрудоспособности и возникшими у истца расходами (убытками) отсутствует.

Выводы судов подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей; ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Право страховщика не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям, также предусмотрено пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.

Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Убытки подлежат возмещению при наличии совокупности условий: противоправность действий причинителя вреда, наличие убытков (вреда), причинно-следственная связь между противоправными действиями и убытками (вредом), наличие вины причинителя вреда.

С учетом вышеизложенных норм, а так же положений п. 14 Порядка, п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», суды обоснованно указали, что отношения по зачету сумм выплаченных пособий с нарушением установленных правил возникают между страхователем и страховщиком, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.

Судами установлено, что учреждением из средств социального страхования на основании листков временной нетрудоспособности компенсированы расходы работодателей по выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме 6000 руб. 45 коп.

Суды обоснованно указали, что предъявленная к взысканию сумма - это уплаченное страхователем своему работнику и принятое истцом к зачету страховое возмещение временной нетрудоспособности, что свидетельствует об отсутствии между истцом и ответчиком возникновения обязательства вследствие причинения вреда.

Поскольку причинная связь между установленными учреждением нарушениями выдачи больницей листков временной нетрудоспособности и возникшими у истца расходами (убытками) отсутствует, суды обоснованно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании заявителем норм материального права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2011 по делу № А60-12003/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий
      А.В. Кангин

     Судьи
      И.А. Татаринова

     С.Н. Василенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка