• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2012 года  Дело N А05-12058/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 16 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Гуляевой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления по Архангельской области (ОГРН 1057601091151; место нахождения: 163060, г.Архангельск, пр.Обводный канал, дом 10)

к ответчику - товариществу собственников жилья "Престиж" (ОГРН 1072900001063; место нахождения: 163009, г.Архангельск, ул.Галушина, дом 26, корп.1, 2 подъезд, 1 этаж)

о взыскании 411000 руб. 75 коп.,

при участии в заседании представителя истца Пашковой Е.В. (доверенность от 16.05.2011),

Суд установил следующее:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления по Архангельской области обратилось в суд с иском к товариществу собственников жилья "Престиж" о взыскании 411000 руб. 75 коп. долга за поставленную тепловую энергию за период с 01.04.2011 по 31.08.2011 (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представитель истца в заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил, исковые требования по существу не оспорил.

Спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

16.07.2007 между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» и ТСЖ «Престиж» заключен договор № 2115 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде.

По условиям данного договора энергоснабжающая организация (истец) отпускает абоненту (ответчику) тепловую энергию через присоединенную сеть, а абонент принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В приложениях к договору стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия, график отпуска тепловой энергии.

В период с 01.04.2011 по 31.08.2011 ответчик потребил тепловую энергию на общую сумму 618 500 руб.75 коп., в связи с чем истец выставил к оплате счета - фактуры № 2000/006718 от 30.04.2011, № 2000/008367 от 31.05.2011, № 2000/009510 от 30.06.2011, № 2000/010294 от 31.07.2011, № 2000/011149 от 31.08.211 на общую сумму 618 500 руб. 75 коп. с указанием в них количества и стоимости тепловой энергии.

Стоимость тепловой энергии определена истцом в соответствии с тарифами, утвержденными для него с 01.01.2011 постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2010 № 69-э/2.

В связи с тем, что ответчик указанную сумму за потребленную в спорный период тепловую энергию не уплатил, истец обратился с заявленным требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно статьям 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Объем поставленной тепловой энергии определен истцом на основании показаний приборов учета и ответчиком не оспаривается.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 5.3. договора оплата за тепловую энергию за расчетный период осуществляется платежами на основании предъявляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур путем перечисления денег на расчетный счет энергоснабжающей организации или внесением в кассу последней. Пунктом 5.6. договора определено, что оплата производится в течение 3 банковских дней с момента получения платежного документа.

Судом установлено, что ответчик тепловую энергию, потребленную им в период с 01.04.2011 по 31.08.2011, в предусмотренный договором срок не оплатил. Долг на дату рассмотрения дела в суде составляет 411 000 руб. 75 коп. Ответчик размер долга не оспорил, доказательства его уплаты в материалы дела не представил.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Пунктом 15 Правил № 307 установлено, что размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, при расчетах истца с ответчиком (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за тепловую энергию должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей истца установлены постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2010 № 69-э/2. Согласно приложению № 2 к названному Постановлению потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии в городе Архангельске, делятся на бюджетных и иных потребителей. Население в отдельную группу потребителей в названном постановлении не выделено.

В силу подпунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).

При таких обстоятельствах при определении стоимости поставленной ответчику тепловой энергии истец обоснованно исходил из тарифа на тепловую энергию, установленного для населения, увеличенного на НДС.

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ № 72 от 17.11.2011 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 72 от 17.11.2011), согласно правилам главы 21 НК РФ реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 ГК РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (статья 82 АПК РФ).

Судом исследовано представленное в материалы дела Экспертное заключение агентства по тарифам и ценам Архангельской области по обоснованности расчета тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «ТГК № 2» потребителям Архангельской области на 2011 год. Согласно указанному заключению при расчете тарифа НДС не учитывался (стр. 9 заключения).

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 72 от 17.11.2011, если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.

То обстоятельство, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, подтверждается также письмом регулирующего органа - агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22.11.2011.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании 411 000 руб. 75 коп. долга является обоснованным и подлежит удовлетворению на основании статей 307, 309, 310, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку подтверждено документально и ответчиком не оспаривается.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине относятся на ответчика. Недостающая часть государственной пошлины взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

взыскать с товарищества собственников жилья "Престиж" (ОГРН 1072900001063) в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" (ОГРН 1057601091151) 411000 руб. 75 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с товарищества собственников жилья "Престиж" (ОГРН 1072900001063) в доход федерального бюджета 9220 руб. 21 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Гуляева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-12058/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 16 января 2012

Поиск в тексте