АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 января 2012 года  Дело N А05-12377/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 18 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело №А05-12377/2011

по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ОГРН 1022900537615; место нахождения:163000, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 96)

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022901218010; место нахождения:165115, Архангельская область, д.Горка Муравьевская Вельского района, Спецгородок, дом 1-а)

о взыскании 1 694 056 руб. 87 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - Васильев С.В. по доверенности от 13.08.2011 №72;

ответчика -  Одоева Е.М. по доверенности  №8/11 от 10.01.2011.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ответчик) о взыскании 1 694 056 руб. 87 коп. задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иного дохода  осужденных на их содержание, образовавшейся за период с 2006 по 31 августа 2011 года. В обоснование  требований заявитель ссылается на положения п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.

В обоснование  требований заявитель ссылается на положения пункта 2 статьи 160 Бюджетного кодекса РФ, выступает в споре как администратор взыскиваемых платежей.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика полагает заявленные требования подлежащими отклонению, ссылается на  пропуск заявителем срока исковой давности взыскания задолженности.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в  качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена  запись за основным государственным регистрационным номером  1022901218010.

Дело в соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  дело отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением  уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно  обеспечивать  в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.

Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» обязано производить удержания и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения  расходов по содержанию осужденных.

В связи с неисполнением ответчиком возложенной на него законодательством обязанности Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор  поступлений в бюджет  спорных платежей  13.05.2011  письмом №29/ТО/8-198 уведомил начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» Бондаря С.Н. о наличии за Учреждением  по состоянию на 01.01.2011 задолженности  по перечислению денежных средств, удержанных из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание за период с  2005-2010 годы в размере 10 249 00 руб. 00 коп. с требованием взять под личный контроль исполнение обязанности по перечислению денежных средств  в доход федерального бюджета и приложением графика погашения кредиторской задолженности.

23.06.2011 письмом №29/ТО/8-4016 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязало  Учреждение  выполнить график погашения задолженности  и  в срок до 28.06.2011 обеспечить перечисление денежных средств  согласно графику  в полном объёме.

31.08.2011 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области совместно с Учреждением  произвело сверку расчётов по перечислению удержаний из заработной платы и пенсий осужденных в целях возмещения расходов бюджета на содержание осужденных. Согласно акту сверки по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области задолженность Учреждения по перечислению в бюджет денежных средств, удержанных у осуждённых из заработной платы, пенсий, составляет по состоянию на  31 августа 2011 года  1 694 056 руб. 87 коп. Акт сверки подписан Учреждением с разногласиями, согласно которым, по мнению Учреждения, задолженность на 31 августа 2011 года отсутствует. Акт подписан уполномоченными представителями обеих сторон.

В связи с неисполнением Учреждением  требования Управления, изложенного в письме №29/ТО/8-4016 от 23.06.2011, не перечислением в полном объёме денежных средств согласно графику погашения задолженности, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в суд с заявлением  о взыскании с Учреждения задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 31.08.2011 (момент составления акта сверки)  в размере 1 694 056 руб. 87 коп.

В обоснование заявления Управление ссылается наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение  Учреждением обязанности, на обоснованность заявленных требований  и соответствие их действующему законодательству.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» не признаёт заявленные требования согласно  акту сверки по состоянию на  31.08.2011.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом мнения  участвующих в деле лиц, суд пришёл к выводу, что заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области подлежит рассмотрению в арбитражном суде, требования заявителя подлежат отклонению ввиду обращения заявителя в суд после истечении срока давности.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» является учреждением  уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно  обеспечивать  в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным  кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.

Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Согласно положениям части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 661-О-О).

Исходя из анализа статьи 107, ч. 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных  и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.

Управление Федеральной службы  исполнения наказаний  по Архангельской области  является территориальным органом  Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным  органом  уголовно-исполнительной  системы на территории  субъекта РФ для осуществления  задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные  наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).

На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых  из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной  системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.

Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

В соответствии  с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  и Федеральными законами  от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Приказом  ФСИН России от 16.08.2010 №361 «об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены  за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.

Следовательно, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области является администратором доходов бюджетов  бюджетной системы РФ по кодам  администратора  доходов федерального бюджета 320, а также  по кодам иных доходов федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  администратор доходов обладает  полномочиями по взысканию задолженности  по платежам в бюджет, пеням и штрафам.

В ходе судебного следствия установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в рамках предоставленных статьёй 160.1 Бюджетного кодекса РФ полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию. Образовавшейся у Учреждения за период с 2006 по 2011 годы задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых  из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможностью урегулирования спора в обоюдном  порядке, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 2011 годы, которая по расчётам Управления составила 1 694 056 руб. 87 коп.

Из материалов дела следует и представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в судебном заседании не оспаривается факт неполного перечисления  удерживаемых  у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств.

В судебном заседании  представителем Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» заявлено  о пропуске заявителем срока исковой давности взыскания задолженности.

Согласно акту совместной сверки расчётов от 31.08.2011 сумма  у Учреждения имеется задолженность в размере 1 694 056 руб. 87 коп., акт сверки подписан  начальником Управления ФСИН по Архангельской области  Килановым А.Д. и главным бухгалтером Ромашко Н.Н., со стороны Учреждения подписан начальником ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области Бондарь С.Н.  и главным бухгалтером Учреждения Моисеевой Т.А.

В судебном заседании установлено, что задолженность в размере  1 694 056 руб. 87 коп. образовалась по состоянию на 01.09.2008, что подтверждается данными информации о поступлении доходов в федеральный бюджет, актами сверки расчётов, представленными заявителем копиями платёжных документов, бухгалтерской справкой заявителя.

В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

С заявлением от 18.11.2011 №29/ТО-7636 о взыскании задолженности, образовавшейся за период с 2006 по 2011 год, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обратилось в арбитражный суд 23.11.2011, следовательно, заявление  Управления по взысканию задолженности, образовавшейся за период по состоянию на 01.09.2008 подано заявителем в арбитражный суд после истечения срока давности.

Согласно  пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанный период.

С учётом изложенных обстоятельств,  требования Управления подлежат удовлетворению  о взыскании с Учреждения задолженности в размере 1 694 056 руб. 87 коп. удовлетворению не подлежат.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» зарегистрировано в  качестве юридического лица, учредителем  является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет  Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального  бюджета. Учреждение  входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных. В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области во взыскании с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901218010; находящегося по адресу: 165115, Архангельская область, д.Горка Муравьевская Вельского района, Спецгородок, дом 1-а, в доход федерального бюджета 1 694 056 руб. 87 коп. задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных за их содержание.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка