• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 17 января 2012 года  Дело N А05-13089/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Ситковой М.А. - помощником судьи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Холмогорском районе Архангельской области (ОГРН 1022901564290; местонахождение 164530, Архангельская область, с.Холмогоры, ул.Шубина, дом 22-а)

к индивидуальному предпринимателю Федорову Сергею Николаевичу (ОГРН 309290309000010; место жительства 164530, Архангельская область, с.Холмогоры, ул.Красноармейская, д.36, кв.14)

о взыскании 1039 руб. 20 коп.

при участии в заседании представителей:

заявителя - не явился

ответчика - Федоров С.Н.

установил: заявлено требование о взыскании с ответчика 1039руб.20коп. штрафа за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ).

В судебном заседании ответчик выразил несогласие с заявленным требованием, просит отказать во взыскании штрафа.

В отзыве ответчик ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 7802/09, считает, что у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в орган ПФ РФ. В ч.2 ст.17 Закона № 27-ФЗ сказано, что ответственность несут страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, т.е. индивидуальные предприниматели и другие, отнесенные к категории страхователь, а ответчик является не страхователем, а застрахованным лицом (абз.5 ст.1 Закона № 27-ФЗ).

В дополнении к отзыву ответчик ссылается на то, что Федеральным законом № 379-ФЗ от 03.12.2011 (вступил в силу с 01.01.2012) из Закона № 27-ФЗ исключены положения, обязывающие физические лица, которые самостоятельно уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года, подавать в ПФ РФ сведения о себе.

Ответчик указал, что запрашиваемые индивидуальные сведения на него заявителю известны и занесены в базу данных персонифицированного учёта при первичной регистрации ответчика как индивидуального предпринимателя; страховые взносы уплачены своевременно; негативные последствия для ведения учёта отсутствуют, материального ущерба нет; права каких-либо застрахованных лиц не нарушены, т.е. нарушение является формальным и малозначительным.

Заявитель извещён судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя.

Письмом № 09-1/1142 от 29.12.2011 заявитель пояснил, что в соответствии с нормами Закона № 27-ФЗ индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы, одновременно является и страхователем и застрахованным лицом, т.к. уплачивает страховые взносы сам за себя. Индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта ответчик представил в Управление только 06.09.2011 (при сроке представления 01.03.2011).

На определение суда об истребовании доказательств Межрайонная инспекция ФНС № 3 по Архангельской области и НАО представила в отношении ответчика выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.12.2011.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Федоров С.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.03.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309290309000010.

Ответчик, являющийся индивидуальным предпринимателем, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не представил индивидуальные сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 2010 год, при установленном законодательством сроке не позднее 01.03.2011.

По данному нарушению заявителем составлен акт № 125 от 24.08.2011, направлен ответчику 25.08.2011. В акте указаны время и место рассмотрения акта.

Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год составила 10 392 руб. (на страховую часть трудовой пенсии).

22.09.2011 заявителем, в присутствии ответчика, принято решение № 125 о привлечении ответчика к ответственности на основании части 3 ст.17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1039руб.20коп. (10 392 руб. х 10 %), вручено ответчику 22.09.2011.

18.10.2011 ответчику направлено требование № 99 об уплате штрафа, со сроком исполнения до 08.11.2011.

Требование об уплате штрафа не было исполнено ответчиком в добровольном порядке.

Суд пришел к выводу, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению в сумме 200 руб., на основании ч.3 ст.17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются нормами Закона № 27-ФЗ.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В статье 16 Закона № 27-ФЗ закреплено право органов Пенсионного фонда Российской Федерации требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным законом, а также установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных указанным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно статье 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции от 24.07.2009) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года и на начало 2010 года составляет 4 330 рублей в месяц.

Тарифы страховых взносов в 2010 году определены статьей 57 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой в 2010 году для индивидуальных предпринимателей применяется тариф страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации - 20 %.

Таким образом, в силу частей 1 и 2 статьи 13, части 1 статьи 14, частей 1 и 4 статьи 57 Закона № 212-ФЗ в 2010 году сумма страховых взносов, подлежащих зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, составила 10 392 рубля (4330 х 20 % х 12).

Непредставление предпринимателем в установленный срок в орган Пенсионного фонда сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год, материалами дела подтверждается.

Судом не установлено нарушений заявителем процедуры привлечения ответчика к ответственности.

Ответчиком не представлено и судом не установлено обстоятельств, исключающих привлечение ответчика к ответственности.

При таких обстоятельствах решение заявителя о привлечении предпринимателя к ответственности является правомерным.

Судом не принимается ссылка ответчика на Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 № 7802/09, т.к. данное Постановление касалось применения положения п.5 ст.11 Закона № 27-ФЗ в ранее действовавшей редакции (когда для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы ещё не был установлен срок представления сведений - 01 марта), не подлежащей применению в данном случае.

Подпунктом «б» пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона был изложен в следующей редакции: «Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии».

Абзац первый пункта 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ подлежал применению в приведенной редакции с 1 января 2011 года, в связи с чем предприниматель как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязан был представить соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год не позднее 01.03.2011.

Довод ответчика о том, что с 01.01.2012 пункты 5 и 6 ст.11 Закона № 27-ФЗ утратили силу не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 03.12.2011 № 379-ФЗ вступил в силу с 01.01.2012 (ст.9), следовательно, не распространяется на отношения возникшие ранее, тогда как решение о взыскании штрафа в связи с непредставлением сведений за 2010 год было вынесено 22.09.2011.

В остальной части заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В статье 44 Закона № 212-ФЗ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, перечень которых не является исчерпывающим (в п.4 ч.1 ст.44 указаны иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (ч.4 ст.44 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.

При рассмотрении дела суд снизил размер взыскиваемого штрафа, признав смягчающими вину ответчика обстоятельствами отсутствие вредных последствий совершённого нарушения, то, что, как пояснил заявитель, сведения были представлены 06.09.2011, а также уплату взносов ответчиком, о чём ответчик указало в отзыве (и данный довод заявитель не опроверг).

В силу статьи 44 Закона № 212-ФЗ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

В соответствии с п.3 ст.110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 212 - 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с предпринимателя Федорова Сергея Николаевича (зарегистрирован 31.03.2009 Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309290309000010; проживает по адресу Архангельская область, с.Холмогоры, ул.Красноармейская, д.36, кв.14) в доход Пенсионного фонда РФ штраф в размере 200 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Взыскать с предпринимателя Федорова Сергея Николаевича (зарегистрирован 31.03.2009 Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 309290309000010; проживает по адресу Архангельская область, с.Холмогоры, ул.Красноармейская, д.36, кв.14) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 384руб.92коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Дмитревская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-13089/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 17 января 2012

Поиск в тексте