АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 января 2012 года  Дело N А05-13239/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 20 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-13239/2011

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» (ОГРН 1062920012858; место нахождения: 164288, Архангельская область, п.Савинский Плесецкого района, ул.Октябрьская, дом 6)

к Отделу надзорной деятельности Плесецкого района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области (место нахождения: 164262, Архангельская область, п.Плесецк, ул.Ленина, дом 37)

о признании незаконным и отмене постановления №242 от 22.11.2011.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя -  Горин М.Н., генеральный директор, копия протокола общего собрания учредителей от 12.12.2006; Сумарокова О.Э. по доверенности от 10.01.2012;

ответчика - не явился, о судебном заседании уведомлён.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу НД Плесецкого района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее - ответчик) об отмене постановления №242 от 22.11.2011, которым Общество  признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участвующие в деле лица согласно уведомлениям о вручении почтовой корреспонденции надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения судом дела, в том числе публично посредством размещения информации на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявление.

Ответчик полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» зарегистрировано в качестве  юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1062920012858.

В соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  оспаривание решений административных органов, вынесенных в отношении юридических лиц,  отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Поводом к оспариванию обществом с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» постановления №242 «о назначении административного наказания» от 22.11.2011, вынесенного главным государственным инспектором Плесецкого района  Архангельской области по пожарному надзору Никулиным Е.А. послужили следующие фактические обстоятельства, установленные судом в ходе исследования доказательств по делу.

07.11.2011 в период с 14 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин. главным государственным инспектором Плесецкого района  Архангельской области по пожарному надзору Никулиным Е.А.  на основании распоряжения  №94 от 19.10.2011 и.о. главного государственного инспектора Плесецкого района Архангельской области  по пожарному надзору Харева Д.Н.  проведена плановая выездная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис».

Местом проведения проверки  послужили  объекты ООО «Савинсжилсервис», расположенные по адресу: п. Савинский Плесецкого района Архангельской области, ул. Октябрьская, д.6 (Административное здание), п. Савинский Плесецкого района Архангельской области, Территория промышленной зоны (Административное здание канализационно-очистных сооружений); п. Савинский Плесецкого района Архангельской области, Промышленная площадка ЗАО «Савинский цементный завод (центральная котельная)»; п. Савинский Плесецкого района Архангельской области, ул. Цементников, район комплекса банно-прачечного комбината (котельная). Копия распоряжения о проведении проверки направлена Обществу факсом, с  распоряжением ознакомлен главный инженер Общества Васильев В.Г.

По результатам проверки 07.11.2011 главным государственным инспектором Плесецкого района  Архангельской области по пожарному надзору Никулиным Е.А. в присутствии главного инженера Общества Васильева В.Г. составлен  акт №94 проверки, согласно которому в действиях общества с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» обнаружены нарушения норм действующего законодательства, выразившиеся в следующем:

По административном зданию (п. Савинский, ул. Октябрьская, д.6):

- в помещениях общества отсутствует  система оповещения эвакуацией людей при пожаре второго типа,

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации,

- в помещениях директора, секретаря, зам. директора, бухгалтерии на окнах установлены глухие металлические решётки.

По административному зданию канализационно-очистных сооружений (Территория промышленной зоны):

- в помещениях общества отсутствует  система оповещения эвакуацией людей при пожаре второго типа,

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации,

- в помещении эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника.

По центральной котельной (промышленная площадка ЗАО «Савинский цементный завод):

- в помещениях общества отсутствует  система оповещения эвакуацией людей при пожаре второго типа,

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации,

- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы. Пожарный рукав не присоединён к крану и стволу,

- для производственных помещений не определена категория  взрывопожарной и пожарной опасности, а так  же класс зоны по правилам устройства  электрических установок,  которые надлежит обозначать на дверях помещений.

По котельной (район комплекса банно-прачечного комбината):

- в помещениях общества отсутствует  система оповещения эвакуацией людей при пожаре второго типа,

- помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации,

- для производственных помещений не определена категория  взрывопожарной и пожарной опасности, а так  же класс зоны по правилам устройства  электрических установок,  которые надлежит обозначать на дверях помещений.

Согласно  подписи в акте проверки законный представитель Горин М.Н. ознакомлен с актом, последний вручён ему 15.11.2011. Согласно замечаниям на акт Горин М.Н. с актом не согласен.

15.11.2011 государственным инспектором Плесецкого района  Архангельской области по пожарному надзору Никулиным Е.А. в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в присутствии главного инженера Общества составлены протоколы об административном правонарушении №242, №243, №244, в соответствии с которыми действия Общества квалифицированы по частям 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу №242 от 15.11.2011 Общество допустило нарушение: п.п. 60,91  Правил противопожарной безопасности РФ 01-03.

Согласно протоколу №243 от 15.11.2011 Общество допустило нарушение: п.п. 60,91  Правил противопожарной безопасности РФ 01-03.

Согласно протоколу №244 от 15.11.2011 Общество допустило нарушение: п.п. 3  Правил противопожарной безопасности РФ 01-03; ст. 4,52,53,54 Федерального закона №123-ФЗ «Технический  регламент о требованиях пожарной безопасности» табл. 2 п. 8 СП3.13130.2009; НПБ110-03; НПБ 88-2001.

Представитель Общества Горин М.Н. ознакомлен с протоколами, копии вручены под роспись 15.11.2011.

22.11.2011 и.о. главного государственного инспектора Плесецкого района  Архангельской области по пожарному надзору Никулиным Е.А. в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества  по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении №№242,243,244 от 15.11.2011  и материалов дела об административном правонарушении  вынесено постановление №242, в соответствии с которым  Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями  1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением  №242 от 22.11.2011, Общество в порядке параграфа  2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

В заявлении Общество просит  отменить постановление №242 от 22.11.2011, ссылаясь на отсутствие вины в правонарушении.

Административный орган с заявлением Общества не согласен.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом правил  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к следующим выводам.

Заявления об оспаривании решений и действий административных органов рассматриваются судом в порядке  положений, содержащихся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с положениями частей 6,7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части  4 статьи 20.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из положений части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частями 2 и 3 статьи 4.4 названного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Федеральный закон 3 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ определяет под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1).

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313; Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; для учебных учреждений в Правилах пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89), введенных в действие приказом от 04.06.1989 № 541 Государственного комитета СССР по народному образованию.

Одним из нормативных актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, являются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.

Согласно п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, п. 51 ППБ 01-03).

Согласно положениям пункта 18 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении № 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

В соответствии с пунктом 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Оспариваемым постановлением Заявителю вменяется ряд нарушений, в отношении которых проверяющим органом сделан вывод  о наличии события административного правонарушения по частям 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В ходе судебного следствия установлено, что Общество  в соответствии с договором аренды  от 27.03.2008 арендует у Муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» нежилые помещения. В соответствии  с пунктом 2.2.6, арендатор (ООО «Савинскжилсервис») обязуется  соблюдать требования правил пожарной безопасности и несёт ответственность за их  нарушение и невыполнение.