ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2012 года  Дело N А40-33362/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи  Туболец И.В.,

судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании

от заявителя Черняк А.В., дов. от 23.11.2011, Жилина М.Н., дов. от 01.01.2012

от заинтересованного лица Лебедевой К.В., дов. от 12.12.2011 № 15-46/100-11д

рассмотрев 26 января 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - ответчика

на решение от 12.07.2011

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Корогодовым И.В.,

на постановление от 06.10.2011

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Катуновым В.И.,

по делу № А40-33362/11-139-236

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» (ОГРН 1027700091231) о взыскании с Федеральной таможенной службы убытков,

третье лицо - Находкинская таможня,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» (далее - ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ», общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) 172860 руб. 88 коп. убытков.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Находкинская таможня.

Решением названного арбитражного суда от 12.07.2011 с ФТС России за счет казны Российской Федерации взыскано 172860 руб. 88 коп. убытков и 4185 руб. 83 коп. госпошлины.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.10.2011 изменил решение суда первой инстанции, взыскал с Российской Федерации в лице ФТС России за счет казны Российской Федерации в пользу общества 172860 руб. 88 коп. убытков и 4185 руб. 83 коп. расходов по оплате госпошлины.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФТС России подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалась на то, что денежные средства в сумме 172860 руб. 88 коп. были использованы на уплату таможенных платежей, по состоянию на 01.10.2009 находились на счетах Находкинской таможни. Также указала на недоказанность факта перечисления указанных денежных средств в доход федерального бюджета и, как следствие, незаконности действий Находкинской таможни.

Отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель ФТС России поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам. Находкинская таможня уведомлена о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, ее представитель на заседание не явился. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя названной таможни.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу постановления суда апелляционной инстанции.

Как установлено судами двух инстанций, в период с 14.04.2005 по 26.07.2007 рядом платежных поручений ООО «ГАБИОНЫ МАККАФЕРРИ СНГ» внесло на счет УФК для Находкинской таможни 6163000 руб. в качестве авансовых платежей.

Часть денежных средств на общую сумму 5390139 руб. 12 коп. была использована по распоряжению общества.

В связи с неиспользованием по назначению 773382 руб. 67 коп. - части авансовых платежей общество обратилось в Находкинскую таможню с заявлением об их возврате.

Таможня письмом от 23.01.2009 исх. № 10-14/00853 подтвердила наличие по состоянию на 31.07.2007 остатка в сумме 772860 руб. 88 коп.

На основании решения от 12.02.2009 № 84 по платежному поручению от 20.02.2009 № 472 обществу возвращено 600000 руб.

Письмом от 19.03.2010 № 10-14/05223 Находкинская таможня сообщила обществу об отсутствии по состоянию на 18.03.2010  остатка денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.

Не согласившись с результатами отчета о расходовании денежных средств, общество письмом от 13.04.2010 № 200/183 обратилось в таможню с требованием о возврате 172860 руб. 88 коп. авансовых платежей.

Письмом от 17.05.2010 №10-14/09778 таможня сообщила обществу о списании остатка авансовых платежей в федеральный бюджет  со ссылкой на распоряжение ГТК России от 27.11.2003 № 647-Р.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд с требованием о взыскании 172860 руб. 88 коп. в качестве убытков.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций сослались на то, что денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункты 3 и 5 ст. 330 ТК РФ в редакции, действовавшей на день поступления в Находкинскую таможню первого заявления общества о возврате остатка авансового платежа - 17.12.2008). Суды отметили, что пресекательный срок в три года установлен законодателем для подачи заявления о возврате авансовых платежей. Истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует собственнику распоряжаться ими.

Суды обсудили ссылку таможни в обоснование правомерности списания в федеральный бюджет неизрасходованного остатка авансовых платежей на распоряжение ГТК России от 27.11.2003 № 647-Р и отклонили как неосновательную, указав, что  в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 (в редакции от 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» названный приказ не зарегистрирован в Минюсте России и не является надлежащим правовым основанием для лишения собственника своего имущества.

Предметом обсуждения была и ссылка ФТС России на положения Федерального закона от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Отклоняя данное утверждение таможни, суды сослались на то, что перечисленные обществом авансовые платежи поступили в федеральный бюджет до вступления в силу статьи 2 названного выше Федерального закона, согласно которой по истечении трехгодичного срока на возврат авансовых платежей невостребованные суммы учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций признали действия Находкинской таможни по перечислению принадлежащего обществу остатка аванса в бюджет несоответствующими требованиям законодательства и, как следствие, правомерности заявленного обществом требования о взыскании 172 860 руб. 88 коп..

Ссылка в жалобе на то, что денежные средства в указанной сумме были использованы на уплату таможенных платежей, отклоняется как не подтвержденная документально и фактически свидетельствующая о несогласии с данной судами двух инстанций оценкой доказательств по делу.

Утверждение в жалобе о недоказанности факта перечисления указанных денежных средств в доход федерального бюджета и, как следствие, незаконности действий Находкинской таможни, отклоняется как неосновательное. В своем письме от 17.05.2010 №10-14/09778 Находкинская таможня сообщила обществу о списании остатка авансовых платежей в федеральный бюджет.

Отсутствие реквизитов платежных поручений о перечислении остатка авансовых платежей в бюджет в данном конкретном случае не может служить достаточным основанием для отмены обжалованных пол делу судебных актов. Данные сведения не предоставлены таможней, а не обществом. Кроме того, судами признан доказанным факт перечисления в федеральный бюджет принадлежащего обществу остатка авансовых платежей.

Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу постановления суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

постановление  Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября  2011 года по делу Арбитражного суда города Москвы № А40-33362/11-139-236 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.

     Председательствующий
  И.В.Туболец

     Судьи
  А.М.Кузнецов

     Р.Р.Латыпова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка