• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2012 года  Дело N А40-81983/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2012

Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2012

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей:

Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н.,

при ведении протокола

помощником судьи Алексеевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного коммерческого банка «Энергобанк» (открытое акционерное общество)

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2011 г.

по делу № А40-81983/11-2-549, принятое судьей Т.И. Махлаевой,

по заявлению Акционерного коммерческого банка «Энергобанк» (открытое акционерное общество) (АКБ «Энергобанк» (ОАО)) (ОГРН 1021600000289, 420021, г. Казань, ул. Сары Садыковой, д.32)

к Министерству промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ) (109074, г. Москва, Китайгородский пр-д, д.7)

о признании незаконными действий, бездействия,

при участии:

от заявителя:

Соколова Ю.В. по доверенности от 10.01.2012 №1;

от ответчика:

Кимлык И.С. по доверенности от 22.12.2011 №ХВ-14301/14;

УСТАНОВИЛ:

АКБ «Энергобанк» (ОАО) (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Министерству промышленности и торговли РФ (далее - ответчик) с заявлением о признании незаконными действий ответчика по проверке оформления и возврату документов АКБ «Энергобанк» за ноябрь 2010, декабрь 2010г., январь 2011 года в нарушение установленного порядка; по признанию отсутствия у АКБ «Энергобанк» права на получение субсидий, оформленных письмом от 07.04.2011 года и доведенных до банка 18.04.2011 года, признании незаконным бездействия Минпромторга РФ в виде невыплаты субсидий по ранее согласованным к субсидированию кредитам по отчетам за период с ноября 2010 года по июнь 2011 года.

Решением от 01.11.2011 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение тем, что оспариваемые действия и бездействие ответчика соответствуют постановлению Правительства РФ от 19.03.2009 № 244 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009-2011 годах физическим лицам на приобретение автомобилей» и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с принятым решением, Банк обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что из материалов дела не следует, что документы были возвращены заявителю более 3-х раз, в связи с чем Банк имеет право на получение субсидий.

Ответчик представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заявитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

По ходатайству заявителя с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика апелляционный суд протокольным определением приобщил к материалам дела заявление АКБ «Энергобанк» (ОАО) от 13.09.2010 № 13597 о возмещении выпадающих доходов за август 2010 года и отчет за указанный период, заявление за июль 2010 и соответствующий отчет.

Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы и письменных пояснений, апелляционный суд полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции на основании пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным истолкованием закона.

Из материалов дела усматривается, 26 ноября 2009 г. АКБ «Энергобанк» (ОАО) было предоставлено право на получение субсидий, как соответствующему критериям, предусмотренным п. 3 Правил, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 244 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2011 годах физическим лицам на приобретение автомобилей» (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются кредитным организациям, соответствующим критериям, указанным в п. 3 Правил, ежемесячно для возмещения выпадающих доходов кредитных организаций вследствие предоставления ими скидок исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при выдаче физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, по перечню, утвержденному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, стоимость которых составляет не более 600 тыс. рублей и полная масса которых не превышает 3,5 тонны, при соблюдении следующих условий: кредиты предоставлены физическим лицам в рублях; приобретаемый автомобиль ранее не находился на регистрационном учете в соответствии с законодательством Российской Федерации; физическим лицом внесена предоплата за приобретаемый автомобиль в размере не менее 15 процентов его стоимости; ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации, определяемой в порядке, установленном п. 5 Правил, и размером скидки исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита; срок действия кредитного договора не может превышать 36 месяцев.

Приказом Минпроторга России от 27 февраля 2010 г. № 146 «Об утверждении Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 - 2010 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации» утвержден Перечень автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 - 2010 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Перечень). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2010 г. № 16854.

Перечень утвержден в соответствии с критериями, определяющими страну происхождения автотранспортных средств, а также отбора моделей автомобилей отечественного производства, попадающих в перечни продукции, на которые распространяются меры по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности.

В Перечень включены марки и модели автомобилей с первыми тремя символами VIN - номера автомобиля (WMI), которые подлежат субсидированию.

Первые три символа VIN - номера определяют страну производства автомобиля.

Согласно пункту 6 Правил для получения субсидии кредитная организация не позднее 5 рабочих дней с даты окончания очередного отчетного периода представляет в Минпромторг России следующие документы: заявка (в произвольной форме) на возмещение из федерального бюджета выпадающих доходов по кредитам, выданным кредитной организацией, соответствующей критериям, установленным п. 3 Правил, физическим лицам на приобретение автомобилей; заверенный кредитной организацией отчет, подтверждающий выдачу кредитов в соответствии с условиями, установленными п. 4 Правил, с расчетом запрашиваемой суммы субсидии по форме, утвержденной Минпромторгом России.

Минпромторг России проверяет полноту и правильность оформления документов, указанных в п. 6 Правил, и в случае их несоответствия установленным требованиям в течение 20 дней с даты получения документов возвращает их заявителю с указанием недостатков.

Из представленных сторонами материалов следует, что 22 декабря 2010 г. в Минпромторг России поступила заявка АКБ «Энергобанк» (ОАО) на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным банком в ноябре 2010 г. Физическим лицам на приобретение автомобилей (исх. № 16452 от 10.12.2010 г.). В отчете, подтверждающем выдачу кредитов в ноябре 2010 г. АКБ «Энергобанк» (ОАО) указал автомобиль Skoda Octavia Tour VIN XW8DX41U1AK014747, не включенный в Перечень (порядковый № 137).

Ссылка заявителя о том, что данное несоответствие является добросовестным заблуждением и не должно учитываться при возврате документов, правомерно отклонена судом первой инстанции как несоответствующая фактическим обстоятельствам дела, поскольку п. 4 Правил установлено, что субсидии предоставляются кредитным организациям при выдаче физическим лицам кредитов на приобретение автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, по перечню, утвержденному Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

25 января 2011 г. в Минпромторг России поступила заявка АКБ «Энергобанк» (ОАО) на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным банком в декабре 2010 г. физическим лицам на приобретение автомобилей (исх. № 193 от 17.01.2011 г.).

В отчете, подтверждающем выдачу кредитов в декабре 2010 г. АКБ «Энергобанк» (ОАО) указал автомобиль Skoda Octavia Tour VIN XW8DX41U1AK014747, не включенный в Перечень (порядковый № 134), также под порядковым № 144, в нарушение формы отчета, подтверждающего выдачу кредитов, утвержденной Порядком, не указана марка и модель автомобиля, указан только VIN XUFJFF696JA3019564.

В связи с несоответствием Правилам отчетов за ноябрь - декабрь 2010 г. Минпромторг России проинформировал АКБ «Энергобанк» (ОАО) о допущенных нарушениях.

09 августа 2010 г. в Минпромторг России поступила заявка АКБ «Энергобанк» (ОАО) на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным банком в апреле 2010 г. физическим лицам на приобретение автомобилей (исх. № 13055 от 06.08.2010 г.). В отчете, подтверждающем выдачу кредитов в апреле 2010 г. АКБ «Энергобанк» (ОАО) указал автомобиль Fiat Albea VIN U3178000AZ132949, не включенный в Перечень (порядковый № 92) и произведенный в Македонии, в связи с чем, письмом от 8 сентября 2010 г. № 20-8300 данный отчет был возращен АКБ «Энергобанк» (ОАО) для устранения допущенных нарушений.

Суд первой инстанции посчитал, что поскольку нарушения, допущенные АКБ «Энергобанк» (ОАО) в отчетах за ноябрь - декабрь 2010 г. не были устранены, а подпунктом «в» п. 3 Правил установлено, что право на получение субсидий предоставляется кредитной организации, документы которой, указанные в п. 6 Правил, одобрены Минпромторгом России и возвращались Министерством по причине не соответствия представленных документов установленным настоящими Правилами требованиям не более 3 раз, постольку заявитель утратил право на получение субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным банком физическим лицам на приобретение автомобилей.

Между тем из материалов дела и пояснений сторон следует, что документы возвращались заявителю по причине не соответствия их Правилам 3 раза.

Поскольку в соответствии с подпунктом «в» п. 3 Правил кредитная организация утрачивает право на получение субсидий в случае возврата документов более 3-х раз, а доказательств возврата документов в 4-й раз в деле не имеется, постольку АКБ «Энергобанк» (ОАО) не утратил право на получение соответствующих субсидий.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба АКБ «Энергобанк» (ОАО) подлежит удовлетворению, решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Таким образом, следует признать незаконными действия Министерства промышленности и торговли РФ по проверке оформления и возврату документов АКБ «Энергобанк» (ОАО) за ноябрь, декабрь 2010 года, январь 2011 года в нарушение установленного порядка, а также по признанию отсутствия у АКБ «Энергобанк» (ОАО) права на получение субсидий, оформленных письмом от 07.04.2011 года и доведенных до банка 18.04.2011 года. Признать незаконным бездействие Министерства промышленности и торговли РФ в виде невыплаты субсидий по ранее согласованным к субсидированию кредитам по отчетам за период с ноября 2010 года по июнь 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2011 по делу №А40-81983/11-2-549 отменить.

Требования АКБ «Энергобанк» (ОАО) удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства промышленности и торговли РФ по проверке оформления и возврату документов АКБ «Энергобанк» (ОАО) за ноябрь, декабрь 2010 года, январь 2011 года в нарушение установленного порядка, а также по признанию отсутствия у АКБ «Энергобанк» (ОАО) права на получение субсидий, оформленных письмом от 07.04.2011 года и доведенных до банка 18.04.2011 года. Признать незаконным бездействие Министерства промышленности и торговли РФ в виде невыплаты субсидий по ранее согласованным к субсидированию кредитам по отчетам за период с ноября 2010 года по июнь 2011 года.

Взыскать с Министерства промышленности и торговли РФ в пользу АКБ «Энергобанк» (ОАО) расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей по заявлению и 1000 рублей по апелляционной жалобе.

Возвратить АКБ «Энергобанк» (ОАО) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по заявлению в сумме 4000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

     Председательствующий
  П.В. Румянцев

     Судьи
  Д.Е. Лепихин

     Н.Н. Кольцова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-81983/2011
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 января 2012

Поиск в тексте