СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2012 года  Дело N А50-13083/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.

при участии:

от истца Пермского муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги"  (ОГРН 1025900906129, ИНН 5904081348):  не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642): Кессер М.Н. - представитель по  доверенности от 23.01.2012;

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора 1) Министерства финансов Пермского края, 2) Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми: не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства социального развития Пермского края (ответчика по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 октября 2011 года

по делу № А50-13083/2011,

принятое судьей Н.Н.Фоминой

по иску Пермского муниципального унитарного предприятия "Ритуальные услуги"

к Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Министерство финансов Пермского края, 2) Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми

о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 978 792 руб. 62 коп.,

установил:

Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Пермскому краю в лице Министерства социального развития Пермского края о взыскании 965 103 руб. убытков, выразившихся в не возмещении специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению за период с января по апрель 2011г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 689 руб. 62 коп. за период с 28.02.2011г. 30.05.2011г.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 октября 2011 года исковые требования удовлетворены.

Министерство социального развития Пермского края (ответчик по делу), не согласившись с принятым судебным актом, обжаловало его в порядке апелляционного  производства,  просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что согласно п.6 Указа Губернатора от 17.03.2006 №36 и п.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ возмещение затрат на погребение осуществляется  только на основании договора, который между сторонами заключен не был. Указывает, что истец умышленно  уклоняется  от заключения договора  о возмещении затрат на погребение с целью получения дополнительных средств из  бюджета  в  виде процентов за пользование  чужими денежными средствами.

Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" (истец по делу), представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что не заключение договора не является  основанием для отказа в возмещении убытков, договор не был заключен в связи  с содержанием в проекте договора  для специализированной службы заведомо невыполнимых условий.

Министерство финансов Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми (третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) письменных отзывов на доводы апелляционной жалобы не представили.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Пермское муниципальное унитарное предприятие "Ритуальные услуги" является специализированной организацией, созданной для выполнения городских социально-экономических заказов, в том числе оказания различных услуг по погребению на территории Пермского края.

Между ПМУП «Ритуальные услуги» и Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по городу Перми договор о возмещении расходов в связи с предоставлением гарантированного перечня услуг по погребению на 2011 г. заключен не был.

За период с января по апрель 2011г. предприятие произвело захоронение умерших граждан на территории г.Перми (всего 197 человек), расходы за указанный период территориальным управлением не были возмещены истцу.

В адрес территориального управления истцом были представлены акты выполненных работ; реестры умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых не установлена; справки о смерти, выданные органами ЗАГС; справки из отделения Пенсионного фонда; квитанции и наряд-заказы, подтверждающие фактические затраты по погребению; счета-фактуры на общую сумму 965 103 руб.

Поскольку между истцом и территориальным управлением не был заключен в 2011г. соответствующий договор о возмещении расходов в связи с предоставлением гарантированного перечня услуг по погребению, ответчик отказался возмещать истцу расходы на погребение за период с января по апрель 2011 г.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что  отсутствие заключенного договора не может являться основанием для отказа в возмещении истцу понесенных расходов, поскольку в соответствии с законом Пермского края от 16.12.2010 № 726-ПК «О бюджете Пермского края на 2011год и плановый период 2012 и 2013 годов» главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края.

Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда, указывает что согласно п.6 Указа Губернатора от 17.03.2006 №36 и п.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ возмещение затрат на погребение осуществляется  только на основании договора, который между сторонами заключен не был.

Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.

Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены ФЗ от 12.01.1996  №8-ФЗ (в редакции от 21.11.2011) «О погребении и похоронном деле». Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.

Статьей 12 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.

В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых происходит на безвозмездной основе, установлен ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.

Распоряжением Правительства Пермского края № 114-рп от 30.09.2009, стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, согласована в размере 4600 руб., с учетом уровня инфляции в размере 6,5 % составляет - 4 899 руб.

Указом Губернатора Пермского края от 17.03.2006 № 39 утвержден Порядок возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и выплаты социального пособия на погребение за счет средств бюджета Пермского края.

Пунктом 6 указанного порядка предусмотрено, что возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению осуществляют территориальные органы Министерства социального развития Пермского края в соответствии с договором о возмещении затрат на погребение, заключенным со специализированной службой по вопросам похоронного дела, на основании справки о смерти, предъявленных к оплате счетов, а также документов, предусмотренных подпунктами 3-5 пункта 5 Порядка.

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, осуществляют территориальные органы Министерства в соответствии с договором о возмещении затрат на погребение, заключенным со специализированной службой по вопросам похоронного дела, на основании справки о смерти, предъявленных к оплате счетов, акта выполненных работ (предоставленных услуг по погребению) и справки правоохранительных органов.

Судом первой инстанции установлено, что истец, являясь специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории Пермского края, в спорный период произвел захоронение 197 умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности.

Затраты на захоронение понесены истцом исходя из тарифа 4 600 руб. с учетом уровня инфляции в размере 6,5 % - 4 899 руб.

Факт оказания услуг по погребению умерших и их количество ответчиком и третьими лицами не оспаривается.

Наличие затрат на погребение подтверждается актами выполненных работ; реестрами умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; лиц, личность которых не установлена; справками о смерти, выданные органами ЗАГС; справками из отделения Пенсионного фонда; квитанциями, наряд-заказами, счет-фактурами на общую сумму 965 103 руб.

Доказательств того, что умершие являлись работающими гражданами и пенсионерами материалы дела не содержат.

В силу п.2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возмещение затрат, понесенных истцом согласно гарантированному перечню услуг по погребению, должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации правомерен.

В соответствии с Законом Пермского края от 16.12.2010 № 726-ПК «О бюджете Пермского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» главным распорядителем средств бюджета Пермского края на возмещение расходов на погребение является Министерство социального развития Пермского края.

Доказательств того, что у главного распорядителя отсутствуют денежные средства, необходимые для покрытия расходов на указанные цели ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.

При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», статьи 30 Закона Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Суд первой инстанции также пришел к законному и обоснованному выводу, что отсутствие  заключенного договора не может являться основанием для отказа  в возмещении истцу понесенных расходов, поскольку  истец является единственной специализированной службой на территории Пермского края, производящей захоронение лиц, поименованных в ст. 9,12 Закона о погребении,  что является обязательным условием для возмещения понесенных специализированной службой расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ  за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Размер процентов, если иное не установлено законом или договором, определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Поскольку судом установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком денежного обязательства по возмещению расходов, то требования о взыскании процентов, начисленных истцом на сумму задолженности на основании ст. 395 ГК РФ в размере  13 689 руб. 62 коп. за период с  11.03.2011г. по 20.06.2011г. рассчитанные по ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых, также признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. Расчет процентов судом проверен, признан правильным.

В результате изложенного решение  суда от 03 октября 2011 года следует  оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края  - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 октября 2011 года по делу № А50-13083/2011  оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

     Председательствующий

     Н.   М. Савельева

     Судьи

     Г.   Н. Гулякова

     С.   Н. Полевщикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка