АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 января 2012 года  Дело N А55-24307/2011

(Резолютивная часть)

26 января 2012 года

Дело №

А55-24307/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2012  года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Кулешовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баусовой С.И.

рассмотрев 19-23 января 2012 года в судебном заседании  дело по заявлению

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 городского округа Самара

К Отделу надзорной деятельности г.о. Самара Главного Управления МЧС России по Самарской области: 443100, г. Самара, ул. Чернореченская, д. 55

об оспаривании постановления об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя - дир. Лукьянова Е.Н. (паспорт, выписка из приказа от 30.08.89 г.)

от заинтересованного лица - предст. Азязова В.В. по дов. от 17.01.11 г.,

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановление  Отдела надзорной деятельности г.о. Самара Главного Управления МЧС России по Самарской области №512 от 03.11.11  г. о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 городского округа Самара к административной ответственности, предусмотренной ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб. 00 коп., ссылаясь на отсутствие своей вины.

Отдел с заявлением не согласен, указывая на доказанность  наличия в действиях заявителя составов вменяемых ему нарушений.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованным и  подлежащим удовлетворению  по следующим основаниям.

Как следует  из материалов дела Отделом была проведена  плановая проверка  соблюдения требований пожарной безопасности в отношении  Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 городского округа Самара ( л.д. 46). .  По результатам проверки был составлен акт проверки № 247 от 21.10.11 г.  в котором отражено, что  в результате проверки выявлены следующие факты нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС № 313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03):  на вентиляционные системы не разработаны инструкции по эксплуатации, паспорта, журналы ремонта и эксплуатации отражающие вопросы взрыво- пожарной безопасности (п. 3), отсутствует второй эвакуационный выход из зала столовой (60 посадочных места) и спортивного зала (п. 42),  помещение электрощитовой используется под хранение сгораемых  материалов (п. 60), пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода выполнены не в соответствии с ГОСТ 51844-2009 (п. 3), не обеспечено на путях  эвакуации знаков пожарной безопасности, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 ( п. 27), дверь помещения склада не выполнена с пределом огнестойкости не менее 30 минут ( п. 3), не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок складских помещений (п. 33), на дверях складских помещений не обозначены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п. 33),  двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями притворах (  п. 3 );  остекление дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток выполнены не армированным ( п. 3), лампы освещения в спортивном зале эксплуатируются без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией светильника ( п. 3).

В дальнейшем, в отношении заявителя были составлены протоколы об административном правонарушении № 623, 624, 625  от 21.10.11 г.  по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.ч. 1,3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (л.д. 50-54).

Постановлением  №512 от 03.11.11  г. учреждение  привлечено  к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1,3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб. 00 коп.  (л.д.55-56).

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нрушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статье 37 Закона руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31, и иных нормативных документах.

В силу пункта 10 Правил собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Кроме того,  в силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, вина является элементом, образующим состав административного правонарушения.

Как следует из  договора № 000502) от 26.02.02 г. с Комитетом по управлению имуществом г. Самары «О порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления» учреждение владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в пределеах, установленных действующим законодательством и настоящим договором в соответствии с назначением имущества и целями деятельности учреждения, определенными Уставом.

В соответствии  с п. 2.3.3. договора школа обязана производить капительный и текущий ремонт помещений и других основных фондов за счет средств, выделяемых учреждению по смете доходов и расходов.

В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу. Административный орган обязан указать, в результате каких виновных действий (действия либо бездействия) лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило выявленные правонарушения, т.е. наличие вины, и что учитывалось применительно к рассматриваемому делу (характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность) при назначении административного наказания.

Из представленной в материалы дела переписки (письма о выделении денежных средств от 21.01.10г, 10.06.10 г.,  26.10.10 г., 28.03.11 г.,  20.09.11 г.,  30.11.11 г., 13,01.12 г.) следует, что учреждением принимались все зависящие от него меры для решения вопроса о его надлежащем финансировании муниципальным образованием в целях приведения здания детского сада в соответствии с требованиями пожарной безопасности. При этом данные письма свидетельствуют о том, что для устранения все нарушений требуется сумма 1 762 240 руб.00 коп.

Следовательно, при привлечении заявителя к ответственности по указанным нарушениям административным органом не был исследован вопрос о наличии у заявителя реальной возможности выполнить требования Правил пожарной безопасности.

Статус заявителя как образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета.

Обстоятельства, связанные с материальным положением заявителя, должны были быть исследованы административным органом при привлечении его к административной ответственности: объемы выделенных денежных средств, фактическое расходование, достаточность их для выполнения требований пожарной безопасности, соразмерность выделенных средств стоимости установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей, возможность исполнения требований пожарной безопасности без выделения дополнительных средств, наличие или отсутствие иных денежных источников путем осуществления дополнительных платных образовательных услуг и т.д.

Выявленные же административным органом нарушения пожарной безопасности  требуют значительных финансовых затрат. Большая часть нарушений обусловлена  постройкой проверенного помещения по нормам, действовавшим на тот период, т.е. в 1962 году.

Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган в силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ, доказательств, опровергающих доводы заявителя, административным органом суду  не представлено, следовательно, выводы заинтересованного лица о виновности учреждения в нарушении Правил пожарной безопасности следует признать необоснованными.

Таким образом,  вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, административным органом не доказана, следовательно, состав административного правонарушения, вменяемого заявителю, независимо от того, что событие административного правонарушения нашло свое подтверждение, в действиях учреждения  отсутствует. Данный вывод суда основан на сложившейся по данному вопросу судебной практике, нашедшей свое выражение, в частности, в постановлении  17 ААС от 24 октября 2008 г. N 17АП-6000/2008-АК.

С учетом изложенного заявление следует удовлетворить, признав оспариваемое постановление незаконным.

Руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление  удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление  Отдела надзорной деятельности г.о. Самара Главного Управления МЧС России по Самарской области №512 от 03.11.11  г. о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 городского округа Самара к административной ответственности, предусмотренной ч.1, ч.3, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150000 руб. 00 коп.

Решение  может быть обжаловано в течение десяти дней  в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Л.В. Кулешова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка