• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2012 года  Дело N А10-3123/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2012.

Полный текст постановления изготовлен 14.02.2012.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей Юдина С.И., Клочковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования «Муйский район» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2011 года по делу №А10-3123/2011 по иску Муниципального образования «Муйский район» (ОГРН 1050301351264 ИНН 0317005833 Республика Бурятия Муйский район п. Таксимо, ул.Советская, 10а) к Муниципальному образованию городское поселение «Поселок Таксимо» (ОГРН 1050301351319 ИНН 0317005960 Республика Бурятия Муйский район п. Таксимо, ул.Советская, 10а) о признании соглашения расторгнутым и недействующим, (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.),

при участии в судебном заседании:

от истца - представитель не явился, извещен,

от ответчика - представитель не явился, извещен,

установил:

Муниципальное образование «Муйский район» обратилось в Арбитражный суд

Республики Бурятия с исковым заявлением к Муниципальному образованию городское

поселение «Поселок Таксимо» о признании соглашения о передаче части полномочий

органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района от 19.12.2008, подписанного главой муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» В.Н. Письменным и главой муниципального образования «Муйский район» Л.А.Анашкиной, согласованное решением Совета депутатов городского поселения «Поселок Таксимо» от 18.12.2008 №24 и решением Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» от 19.12.2008 №59 расторгнутым 31.12.2009 и недействующим с 01.01.2010.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2011 года в удовлетворении иска отказано.

Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт. Указывает на несогласие с выводами арбитражного суда о том, что расторжение соглашения от 19.12.2008 обязательно с согласия представительных органов района и поселения, поскольку такие выводы не согласуются с требованием абзаца 3 статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о возможности досрочного расторжения договора. Обращает внимание, что суд не оценил договор на предмет существенных условий.

Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, где указал на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что между муниципальным образованием городское поселение «Поселок Таксимо» (сторона 1), в лице главы Письменного В.Н. и муниципальным образованием «Муйский район» (сторона 2), в лице главы Анашкиной Л.А. заключено Соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления органам местного самоуправления муниципального района от 19.12.2008.

Заключение Соглашения согласовано решением Совета депутатов поселения от 18.12.2008 №24, решением Совета депутатов муниципального района от 19.12.2008г. №59.

В пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Соглашения указано, что МО ГП «Поселок Таксимо» передает, а МО «Муйский район» принимает и осуществляет полномочия, перечисленные в п.2.1 настоящего соглашения.

Передача полномочий производится в интересах социально-экономического развития поселения и с учетом возможности эффективного их осуществления органами местного самоуправления муниципального района. Для осуществления полномочий поселение из своего бюджета предоставляет бюджету муниципального района субвенции, определяемые в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Соглашения. Полномочия считаются переданными с момента получения муниципальным районом финансовых средств, необходимых для их осуществления.

На основании п. 2.1. Соглашения муниципальное образование городское поселение «Поселок Таксимо» передает муниципальному образованию «Муйский район» осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.

Для решения вопросов местного значения передаются следующие полномочия (п.2.2. Соглашения): организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным

законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение

местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

МО ГП «Поселок Таксимо» (раздел 3 Соглашения): финансирует мероприятия указанные в пункте 2 настоящего соглашения, путем выделения субвенций в соответствии с объемами и источниками выделенных бюджетных ассигнований в размере 600 000 руб.; контролирует осуществление МО «Муйский район» полномочий, предусмотренных в пункте 2 настоящего Соглашения; передает имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п.2 настоящего соглашения; запрашивает у МО «Муйский район» документы, отчеты и иную информацию, связанную с выполнением переданных ей полномочий; дает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению выявленных нарушений требований Федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам осуществления МО «Муйский район» или должностными лицами МО «Муйский район» переданных полномочий.

Муниципальное образование «Муйский район»: осуществляет полномочия, предусмотренные в статье 1 настоящего Соглашения; принимает имущество в том количестве и качестве, в котором оно передано городскому поселению «Поселок Таксимо» в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.09.2008 №439 «Об утверждении перечней имущества, разграничиваемого между муниципальным образованием «Муйский район» и расположенными в его границах городскими поселениями, предоставляет документы и иную информацию, связанную с выполнением переданных полномочий, в течение 5 дней с момента получения письменного запроса; обеспечивает условия для беспрепятственного проведения МО ГП «Поселок Таксимо» проверок осуществления переданных полномочий; по требованию МО ГП «Поселок Таксимо» устраняет нарушения законов, нормативных правовых актов по вопросам осуществления МО «Муйский район» переданных полномочий.

Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 ,4.5 Соглашения представительный орган поселения осуществляет контроль за исполнением передаваемых полномочий и за целевым использованием финансовых средств, передаваемых для осуществления полномочий.

При обнаружении фактов ненадлежащего осуществления (или неосуществления)

органами местного самоуправления района переданных ему полномочий и (или) при

нарушении условий, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Соглашения, администрация поселения назначает комиссию для составления соответствующего протокола. Муниципальный район должен быть письменно уведомлен об этом не позднее, чем за 3 дня до начала работы соответствующей комиссии и имеет право направить своих представителей для участия в работе комиссии.

Установление факта ненадлежащего осуществления (или неосуществления) органами местного самоуправления района переданных ему полномочий является основанием для одностороннего расторжения данного Соглашения.

Расторжение Соглашение влечет за собой возврат перечисленных субвенций, за вычетом фактических расходов, подтвержденных документально, в 3-дневный срок с момента подписания Соглашения о расторжения или получения письменного уведомления о расторжении Соглашения, а также уплату неустойки в размере 0,1 % от суммы субвенций за отчетный год, выделяемых из бюджета поселка на осуществление указанных полномочий.

Органы местного самоуправления района несут ответственность за осуществление переданных им полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами.

В случае неисполнения органами местного самоуправления поселения вытекающих из настоящего Соглашения обязательств по финансированию осуществления органами местного самоуправления района переданных ему полномочий, органы местного самоуправления района вправе требовать расторжения данного соглашения, уплаты неустойки в размере 0,1 % от суммы субвенций за отчетный год, а также возмещения понесенных убытков в части, не покрытой неустойкой.

В разделе 5 Соглашения указано, что Соглашение действует с 01 января 2009 года до 31 декабря 2009 года.

Настоящее Соглашение ежегодно пролонгируется на следующий год, если одна из

сторон до 1 декабря текущего года не заявит письменно о его расторжении, при условии, что в бюджете поселения на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенции.

Осуществление полномочий может быть прекращено досрочно по инициативе одной из сторон Соглашения, в случае если их осуществление становится невозможным, либо при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно осуществлены органами местного самоуправления поселения самостоятельно, при условии уведомления органов местного самоуправления муниципального района стороны не менее чем за 1 календарный месяц и возмещении им убытков, связанных с досрочным расторжением договора.

Письмом №217 от 19.01.2010 глава муниципального образования «Муйский район» Анашкина Л.А. на имя главы муниципального образования Городское поселение «Поселок Таксимо» В.Н. Письменного на уведомление об уточнении бюджетных ассигнований на 2010 год сообщила об исполнении всех обязательств, принятых соглашением о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, заключенным муниципальными образованиями городское поселение «Поселок Таксимо» и МО «Муйский район», подписанным главами муниципальных образований В.Н. Письменным и Л.А. Анашкиной 19.12.2008г. и действующим до 31.12.2009, уведомила о досрочном расторжении Соглашения, подписанного 19 декабря 2008г. на основании п. 5.3 Соглашения.

Отказ в признании соглашения недействующим послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о признании Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района от 19.12.2008 расторгнутым 31.12.2009 и недействующим с 01.01.2010.

В качестве правового обоснования указаны пункты 1.4, 5.3 Соглашения, статья 12, ч.2 статьи 407, ч.1 статья 408, ч. 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Комиссия по законности, Регламенту и Уставу Совета депутатов МО «Муйский район» по результатам рассмотрения заявления главы председателя Совета депутатов МО ГП «Поселок Таксимо» В.Н. Письменного по вопросу одностороннего расторжения муниципальным районом Соглашения о передаче осуществления части полномочий, переданных району решением Совета депутатов МО ГП «Поселок Таксимо» №24 от 18.12.2008 в заключении от 11.07.2011 указала, что в связи с тем, что решения Советов депутатов поселения района не отменены, не признаны в установленном законом порядке недействительными либо утратившими силу, и осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения по организации тепло-водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом не передано городским поселением «Северомуйское» и «Поселок Таксимо» , считает, что осуществление части полномочий по вопросу организации тепло-водо- снабжения, водоотведения снабжения населения городских поселений «Северомуйское» и «Поселок Таксимо» должно осуществлять МО «Муйский район».

Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку истец не представил доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований. При этом суд указал, что расторжение Соглашения неразрывно связано с внесением соответствующих изменений в бюджет, поэтому должно быть согласовано с представительными органами района и поселения, однако доказательств согласования расторжения не представлено.

Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 7, 8, 9, части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

С учетом приведенной нормы права выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела. Расторжение спорного Соглашения неразрывно связано с внесением соответствующих изменений в бюджет, поэтому должно быть согласовано с представительными органами района и поселения. При отсутствии доказательств согласования расторжения Соглашения от 19.12.208г. с представительными органами, оснований для удовлетворения требования о признании Соглашения расторгнутым не имеется.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявлялись истцом в суде первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.

Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения арбитражного суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2011 года по делу № А10-3123/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

     Председательствующий  
   Е.Н. Скажутина

     Судьи
     С.И.Юдин

     Н.В.Клочкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А10-3123/2011
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 февраля 2012

Поиск в тексте