ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 февраля 2012 года  Дело N А40-169819/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012года

Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи В.Я. Голобородько

Судей С.Н. Крекотнева и Н.О. Окуловой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2011

по делу №А40-169819/09-76-1231, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной

по  заявлению  ОАО  «Магнитогорский  металлургический  комбинат»  (ОГРН

1027402166835; адрес: 455000, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Кирова, 93)

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5 (ОГРН 1047723039440;

адрес: 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, стр.164)

о признании частично недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Калинин А.Е. по дов. от 10.01.2012

от заинтересованного лица  - Алешин А.Д. по дов. № 56-05-08/04 от 23.01.2012;

Шаржукова  Л.В.  по  дов.  от  10.08.2011;  Злобин  А.В.  по  дов.  от  08.09.2011;

Гермогенов СБ. по дов. от 30.01.2012; Ихсанов P.M. по дов. от 23.01.2012

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» обратилось с заявлением о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 от 29.07.2009 № 56-13-26/02-08 «О привлечении ОАО «ММК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части подп. 1.3 налог на прибыль в размере 592712332 руб. и соответствующие суммы пени, подп. 4.1 НДПИ в размере 18561393 руб., соответствующие суммы пени и штрафа в размере 581057 руб., подп. 6.1 земельный налог в размере 41176 руб., подп. 7.2 ЕСН в размере 126072 руб., подп. 7.3 ЕСН в размере 110464 руб. 63 коп., подп. 8.1.3 НДФЛ в размере 93 руб.

Решением суда признано незаконным решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 от 29.07.2009 № 56-13-26/02-08 «О привлечении ОАО «ММК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 7.3 решения ЕСН - доначисление суммы 110464 руб. 63 коп., соответствующих сумм штрафа и пени; п. 7.2 решения - доначисление суммы 126072 руб., соответствующей суммы пени; п. 8.1.3 решения НДФЛ - доначисление суммы 93 руб., соответствующей суммы пени; п. 6.1 решения земельный налог - доначисление суммы 41176 руб.; п. 4.1 решения налог на добычу полезных ископаемых - доначисление суммы 18561393 руб. недоимки, соответствующей суммы пени и штрафа 581057 руб.; п. 1.3 решения налог на прибыль - доначисление суммы 587877623 руб. недоимки, соответствующей суммы пени.

В отношении суммы 4834710 руб. в удовлетворении требований отказано.

С решением суда не согласился налоговый орган, и налогоплательщик обратились с апелляционными жалобами, обращение с которыми мотивируют тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Налогоплательщик и налоговый орган представили отзывы на апелляционные жалобы, в которой просят изменить решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, оснований к отмене решения не усматривает.

29.07.2009 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5 по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки № 56-13-26/02-08 от 22.05.2009, а также материалам, полученным в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по решению инспекции «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» от 22.06.2009 №56-13-26/02-08дм, вынесено решение №56-13-26/02-08 «О привлечении ОАО «ММК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

В оспариваемом решении инспекция ссылается на то, что ОАО «ММК» в нарушение п.4 ст.340 НК РФ, занизило налоговую базу по железной руде и карбонатным породам по металлургии, поскольку для выделения из общей суммы расходов по добытым полезным ископаемым расходов на карбонатные породы для металлургии и железную руду организация использовала метод по доле каждого полезного ископаемого в общем количестве добычи за соответствующий период. В процессе проверки общая сумма расходов на добычу железной руды и карбонатных пород для металлургии рассчитаны путем вычитания расходов по камню строительному на месторождении Малый Куйбас, участку горного транспорта в соответствии с его долей по каждому элементу затрат и части косвенных расходов определяемых расчетным путем пропорционально его доле в общем количестве добытых полезных ископаемых. Общая сумма расходов распределялась пропорционально доле добытого полезного ископаемого в общем количестве добычи.

При этом у инспекции отсутствуют замечания за проверенные периоды к порядку и сумме учтенной налогоплательщиком общей суммы расходов по добытым полезным ископаемым и к количеству определенного заявителем каждого вида добытого полезного ископаемого.

Признавая недействительным решение налогового органа в указанной части ,суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

ОАО «ММК» на основании соответствующих лицензий добывает следующие виды полезных ископаемых: железную руду, карбонатные породы для металлургии и строительный камень. При этом железную руду и карбонатные породы общество полностью использует в своей производственной деятельности, по строительному камню имеет место реализация сторонним потребителям.

В соответствии со ст. 338 НК РФ, в действующей на проверяемый период редакции, налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ, согласно которой оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Пунктом 4 ст. 340 НК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого следует применять оценку исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета расходов, указанных в подпунктах 1 - 7 п.4 ст. 340 НК РФ. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде: материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг)); расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых; суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 НК РФ, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых; расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 НК РФ, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых; расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 НК РФ; расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 НК РФ, за исключением указанных в данных подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых; прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 НК РФ.

При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 ГК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в данном налоговом периоде.

Для  определения  расчетной  стоимости добытого  полезного  ископаемого законодателем предусмотрен метод по доле этого полезного ископаемого в общей сумме расходов на добычу, исходя из его доли в общем количестве добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период. При этом под общим количеством добытых полезных ископаемых понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период безотносительно к виду, месторождению и способу дальнейшего использования добытого полезного ископаемого. Под общими расходами на добычу понимается итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.

Таким образом, ОАО «ММК» в соответствии с п.4 ст. 340 НК РФ определяло расчетную стоимость (налоговую базу) по железной руде и карбонатным породам.

Инспекция в оспариваемом решении ссылается на то, что в процессе проверки общая сумма расходов на добычу железной руды и карбонатных пород для металлургии рассчитаны путем вычитания расходов по камню строительному на месторождении Малый Куйбас, участку горного транспорта в соответствии с его долей по каждому элементу затрат и части косвенных расходов определяемых расчетным путем пропорционально его доле в общем количестве добытых полезных ископаемых. Общая сумма расходов распределялась пропорционально доле добытого полезного ископаемого в общем количестве добычи.

Примененный инспекцией порядок определения расчетной стоимости полезных ископаемых не предусмотрен НК РФ, в связи с чем, выводы инспекции о занижении ОАО «ММК» налоговой базы основан на неверном толковании ст. 340 НК РФ.

Довод ОАО «ММК» подтверждается Приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/727 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и инструкции по ее заполнению», действовавшей в 2006 г., согласно которому в разделе 3.2.1 "Определение общей суммы расходов на добычу полезны: ископаемых" указываются данные для расчета общей суммы расходов на добыч полезных ископаемых, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, в случае оценки стоимости какого-либо добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 4 статьи 340 НК РФ, исходя из расчетной стоимости. Раздел 3.2.1 включается в налоговую декларацию в единственном экземпляре, независимо от количества добытых полезных ископаемых, стоимость которых оценивается способом исходя из расчетной стоимости.

В случае, если налогоплательщик не применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости ни по одному добытому полезному ископаемому, раздел 3.2.1 не заполняется и в состав налоговой декларации не включается.

По строке 130 указывается общая сумма расходов, произведенных в налоговом периоде, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Значение по строке 130 раздела 3.2 соответствует значению по строке 090 раздела 3.2.1. По строке 140 указывается доля добытого полезного ископаемого в общем количестве всех добытых полезных ископаемых, определяемая в соответствии с пунктом 4 статьи 340 НК РФ. По строке 150 указывается сумма расходов по добыче данного полезного ископаемого, определяемая на основании пункта 4 статьи 340 НК РФ как стр. 150 = стр. 130 х стр. 140.

Кроме того, Приказом МФ РФ о 29 декабря 2006 г. N 185н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения», действовавшей в 2007 г., предусмотрено, что аналогичное заполнение налоговых деклараций за налоговые периоды 2007 г.: в таблице (код строки 110) производится определение суммы расходов по добыче отдельных полезных ископаемых. При этом указывается: по графе 4 - количество добытого полезного ископаемого (по каждому добытому полезному ископаемому независимо от того, по какому из них оценка производится исходя из расчетной стоимости); по графе 5 - доля добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых, определяемая как отношение значения по графе 4 для данного полезного ископаемого к значению по графе 4 строки 120 (сумма значений по графе 5 должна равняться единице); по графе 6 - сумма расходов по добыче полезного ископаемого, определяемая как произведение общей суммы расходов по добыче полезных ископаемых, произведенных в налоговом периоде (строка 100), и доли добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых (графа 5) (в отношении полезных ископаемых, по которым не производится оценка стоимости исходя из расчетной стоимости, по графе 6 ставится прочерк).

Таким образом, при заполнении налоговых деклараций за налоговые периоды 2006-2007 г.г.: налоговая база - сумма расходов по добыче полезного ископаемого в налоговом периоде, стоимость которого определяется, не исходя из цены реализации, а в расчетном порядке (железная руда, карбонатные породы для металлургии), исчисляется на основании итоговой суммы расходов по добыче всех полезных ископаемых в налоговом периоде (железная руда, карбонатные породы для металлургии, строительный камень) и доли добытых железной руды, карбонатных пород в итоговом количестве всех добытых указанных полезных ископаемых в налоговом периоде.

ОАО «ММК» не нарушало нормативно установленный порядок исчисления налога и заполнения налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых.

В оспариваемом решении инспекция ссылается на занижение ОАО «ММК» в нарушение ст.340 НК РФ налоговой базы для целей налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, что привело к неуплате налога на добычу полезных ископаемых за 2006 - 2007 гг.

При этом, ни статьей 340, ни другими статьями НК РФ не предусмотрено: определять сумму расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется, не исходя из цены реализации, а в расчетном порядке (железная руда и карбонатные породы для металлургии), путем вычитания из общей суммы расходов по добыче всех полезных ископаемых сумму расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации (камень строительный); определять сумму расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации (камень строительный), путем сложения сумм отдельных расходов, исчисленных в разных долях количественных пропорций этого полезного ископаемого; распределение не общей суммы расходов пропорционально доле добытого полезного ископаемого в общем количестве добычи, а расчетной суммы расходов по добыче полезных ископаемых, стоимость которых определяется, не исходя из цены реализации, а в расчетном порядке (железная руда и карбонатные породы для металлургии) пропорционально доле добытых только этих полезных ископаемых в их совокупном объеме.

Согласно ст. 340 НК РФ в действующей в проверяемых налоговых периодах редакции, общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Для выделения из общей суммы расходов по добытым полезным ископаемым расходов на карбонатные породы для металлургии и железную руду ОАО «ММК» использовало метод по доле каждого полезного ископаемого в общем количестве добычи за соответствующий период, что свидетельствует о соблюдении ОАО «ММК» требований ст. 340 НК РФ.

Ссылка инспекции на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 03-07-01-04/4 и Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2007 г. по делу N АЗЗ-12597/06-Ф02-640/07, необоснованна, поскольку спорный вопрос урегулирован нормами НК РФ, являющегося законом прямого действия. Письмо МФ РФ не является нормативным правовым актом и содержит мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке определения стоимости добытой минеральной воды. Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа также не относится к нормативным правовым актам и вынесено при рассмотрении конкретного дела с иными фактическими обстоятельствами.

Таким образом, вывод инспекции о занижении ОАО «ММК» налоговой базы, неправильном исчислении и неуплате НДПИ за 2006-2007гг. незаконен и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Оспариваемое решение налогового органа в части предложено налогоплательщику уплатить налог на добычу полезного ископаемого за 2006­2007г. в размере 18561393 руб., соответствующие суммы пени, а также привлечения налогоплательщика к ответственности в размере 581057 руб. незаконно.

Выводы инспекции о том, что в нарушение п.1 ст.389 НК РФ ОАО «ММК» в 2006-2007 годах не включило в объект налогообложения земельный участок с кадастровым номером 74:33:0218001:0011 (предыдущий кадастровый номер 74:33:0218001:3), что привело к неуплате земельного налога в сумме 41176 руб., в том числе: за 2006г.-20588 руб., за 2007г.-20588 руб., необоснованны последующим основаниям.

В обоснование указанного вывода налоговый орган ссылается на то, что в соответствии с п.4 Распоряжения Главы Города от 18.12.2003 г. № 6159-Р ОАО «ММК» предоставлен в бессрочное пользование земельный участок из категории земли поселений, в Правобережном районе г. Магнитогорска, занимаемым теплично-садовым совхозом общей площадью 4117824,23 кв.м., в т.ч. земельный участок площадью 65389,65 кв.м. с кадастровым номером 74:3360218001:0011 - зона теплиц».

Указанное право бессрочного пользования земельным участком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировалось, что не оспаривается налоговым органом.

При этом, инспекцией не принято во внимание, что в соответствии с п.1 Распоряжения Главы г. Магнитогорска от 11.07.2005 №3298-Р (т.7 л.д.11) «О внесении изменений в распоряжения главы города от 19.03.2003 №1145-Р (т.4 л.д.111) и от 18.12.2003 №6159-Р» (т.7 л.д.110) внесены изменения в указанные распоряжения главы города в части внесения изменений в п.1 распоряжения Главы города от 07.04.2000 № 479-Р, (т.7 л.д.8-9), согласно которым земельный участок с кадастровым номером 74:33:0218001:0011 изъят из бессрочного пользования ОАО «ММК».

Указанный документ представлен заявителем в инспекцию. Кроме того, ОАО «ММК» представило распоряжение Главы города от 16.08.2005 №3932-Р (т.4 л.д. 108-110) о том, что в проверяемый период указанный земельный участок уже предоставлен в аренду другому юридическому лицу - ООО «Лазурит», а также свидетельства о государственной регистрации земельных участков в зоне, занимаемой теплично - садовым совхозом (т.4 л.д. 113-116), в которых в качестве документов - оснований регистрации участков указаны соответствующие распоряжения Главы г. Магнитогорска об изъятии из владения общества спорного участка.

Таким образом, к началу проверяемого периода ОАО «ММК» не являлось ни собственником, ни пользователем данного земельного участка.