• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 февраля 2012 года  Дело N А43-37172/2011

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Горбуновой Ирины Александровны (шифр 45 - 2483)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лузиной Н.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области

к индивидуальному предпринимателю Алыповой Елене Винедеевне (ИНН 524909315160, ОГРН 305524901100424)

о взыскании штрафных санкций в сумме 1039,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явился (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя);

от ответчика: не явился (извещен надлежащим образом).

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г.Дзержинску Нижегородской области (далее - Управление) с заявлением к индивидуальному предпринимателю Алыповой Елене Винедеевне о взыскании штрафа в размере 1039,20 руб., начисленного по решению №4/804 от 16.06.2011 о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по персонифицированному учету.

Ответчик в судебное заседание не явился, письменного отзыва на иск не представил. Заказное письмо с определением суда от 20.12.2011, направленное ответчику, в том числе по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП, возвращено органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения». В силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, последний считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В ходе проведения проверки соблюдения ответчиком требований статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» заявителем установлено, что ответчик не представил заявителю сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год, о чем составлен акт от 18.05.2011 №4/804.

Решением заявителя от 16.06.2011 №4/804 ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 1 039 руб. 20 коп. за правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», - непредставление в установленный срок в орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Ответчик не оспорил данное решение в предусмотренном законом порядке и не уплатил штраф в установленный в требовании от 20.07.2011 №4/804 срок.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей. При этом под физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, статья 1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ понимает застрахованных лиц, в частности, индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ установлена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, подлежащего применению по аналогии закона, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по установленной форме.

Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ акт проверки в течение 5 дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем); в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункты 2, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в акте от 18.05.2011 №4/804 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователю было разъяснено его право представить письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта и указано на то, что рассмотрение данного акта состоится 23.06.2011; в то же время, решение №4/804 о привлечении страхователя к ответственности вынесено заявителем 16.06.2011, то есть до истечения установленного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, и его право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, было нарушено.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, подлежащего применению по аналогии закона, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Поскольку заявителем не было соблюдено существенное условие процедуры рассмотрения материалов проверки, суд считает, что решение от 16.06.2011 №4//804 о привлечении страхователя к ответственности не может являться основанием для взыскания штрафа.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителя, но, поскольку органы Пенсионного фонда РФ в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, данный вопрос судом не рассматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции. Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.А. Горбунова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-37172/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 06 февраля 2012

Поиск в тексте