ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года  Дело N А75-6847/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года

Постановление изготовлено  в полном объеме 17 февраля 2012 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондарь И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10666/2011) общества с ограниченной ответственностью «Трансривер» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.11.2011 по делу № А75-6847/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансривер» (ОГРН 1028600587311, ИНН 8602149450) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления от 02.08.2011 № 1257-ОК/35 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса российской Федерации об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Трансривер» -  не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Трансривер» (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО «Трансривер») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - административный орган, Управление Росприроднадзора) об оспаривании постановления от 02.08.2011 № 1257- ОК/35 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2011 по делу № А75-6847/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.

Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что Обществом не разработаны паспорта опасных отходов на отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, отработанных масел от плавсредств, отработанных воздушных фильтров от двигателей внутреннего сгорания.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Трансривер»  обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2011 по делу № А75-6847/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель жалобы указал в жалобе следующее:

- Общество не относится к субъектам, указанным в статье 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на которых возложена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение;

- Общество обращалось в административный орган с просьбой согласовать паспорта на опасные отходы, однако, паспорта не были согласованы по причинам, не зависящим от Общества;

- материалами дела не подтверждается, что Общество осуществляло свою производственную деятельность с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства.

Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заявитель и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания  не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.

На основании приказа Управления Росприроднадзора от 27.06.2011 № 473 «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» в период с 01.07.2011 по 28.07.2011 специалистами Росприроднадзора проведена проверка предприятия.

По результатам проверки составлен акт проверки от 28.07.2011 № 50 (л.д. 22 28).

Управлением Росприроднадзора установлено несоблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Обществом не разработаны паспорта опасных отходов на отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, отработанных масел от плавсредств, отработанных воздушных фильтров от двигателей внутреннего сгорания.

29.07.2011 по выявленному нарушению административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 1436-ОК/35, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

02.08.2011 административный орган вынес постановление № 1257-ОК/35 о назначении административного наказания, на основании которого ООО «Трансривер»  было признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.11.2011 по делу № А75-6847/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.

Означенное решение обжалуется  заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как было указано выше, Общество было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что Обществом не разработаны паспорта опасных отходов на отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, отработанных масел от плавсредств, отработанных воздушных фильтров от двигателей внутреннего сгорания.

Как усматривается из материалов дела, заявителю вменяется нарушение требований статьи 9, пункта 1 статьи 10, статьи 16, пунктов 2,3 статьи 14, пунктов 1,2 статьи 19 Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в данном случае административный орган  представил достаточные доказательства, подтверждающие факт  нарушения Обществом требований природоохранного законодательства. При этом, апелляционный  суд исходит из следующего.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Следовательно, Общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (ред. от 30.07.2003) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, отработанные масла от плавсредств, отработанные воздушные фильтры от двигателей внутреннего сгорания плавсредств отнесены к III и IV классу опасности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Как было установлено административным органом, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 2008 года по 2011 год. Общество осуществляло деятельность внутреннего водного грузового транспорта, деятельность по поставке судов к причалу, осуществление швартования судов в портах на внутреннем водном транспорте. В процессе осуществления деятельности Общества образовывались производственные отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, отработанные масла от плавсредств и отработанные воздушные фильтры от двигателей внутреннего сгорания плавсредств.

При этом, паспорта на указанные производственные отходы Обществом не представлены

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,   доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае, выявленные Управлением Росприроднадзора нарушения, допущенные Обществом, подтверждаются протоколом об административном правонарушении  от 29.07.2011, актом проверки от 28.07.2011 № 50.

Таким образом, в данном случае факт  нарушения Обществом требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции считает, что у Общества имелась возможность по  соблюдению требований области охраны окружающей  среды. Доказательств невозможности исполнения указанных требований действующего законодательства Обществом не представлено.

Довод заявителя о том, что им были предприняты все от него зависящие меры по оформлению паспортов опасных видов отходов, не подтверждается материалами дела.

Как верно указал суд первой инстанции, из письма Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.11.2009 №58-05/0699 следует, что представленные Обществом материалы, подтверждающие установление класса опасности производственных отходов направлены в Ростехнадзор (г. Москва) (л.д.69). С указанного времени заявителем не предпринимались меры по получению необходимых документов для оформления паспортов опасных отходов, доказательств обратного суду не представлено.