ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2012 года  Дело N А10-2452/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» и Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 октября 2011 года по делу №А10-2452/2011, по заявлению Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 18, ОГРН 1020300983702, ИНН 0326012322), Общества с ограниченной ответственностью «Монолит» (место нахождения: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9, 14, 25, ОГРН 1100327009012, ИНН 0323352592), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (место нахождения: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ г, ул. Ленина, 55, ОГРН 1020300966256, ИНН 0323057082) о признании недействительными решения в части и предписания, (суд первой инстанции Найданов О.С.),

судебное заседание проводилось при использовании системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия,

при участии в судебном заседании:

от заявителей:

от Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства»: Яворская Ю.Ю. (доверенность 10.01.2012);

от Общества с ограниченной ответственностью «Монолит»: Красивых Е.Ю. (доверенность от 11.11.2011);

от ответчика: Баглаева И.И. (доверенность от 19.09.2011)

от третьих лиц: Общества с ограниченной ответственностью «Даурия»; Федерального государственного унитарного предприятия «Бурятавтодор»; Общества с ограниченной ответственностью «СИС»; Общества с ограниченной ответственностью «Глеон»: не явились, извещены;

В составе Арбитражного суда Республики Бурятия, содействующего проведению видеоконференц-связи, судья Борхонова Л.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Шарьюровой Т.Б.,

установил:

Федеральное государственное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее - ФГУ Упрдор «Южный Байкал»), Общество с ограниченной ответственностью «Монолит» (далее ООО «Монолит), обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 23.06.2011 № 06-02/80-2011 в части признания Единой комиссии Заказчика нарушившей часть 7 статьи 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ, а также вынесенного на основании решения предписания от 23.06.2011 № 06-02/80-2011 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем отмены предписания в части: отмены протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 08.06.2011 № 54-02; проведения процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе повторно; уведомления Бурятского УФАС России об исполнении предписания от 23.06.2011 № 06-02/80-2011 с приложением документального подтверждения его на официальном сайте.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «Даурия» (место нахождения: 670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пищевая, 19, ОГРН 1030302980080, ИНН 0326016180) (далее - ООО «Даурия»), Федеральное государственное унитарное предприятие «Бурятавтодор» (место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 18, ОГРН 1020300970458, ИНН 0323016047), (далее- ФГУП «Бурятавтодор»), Общество с ограниченной ответственностью «СИС» (место нахождения: 670010, г. Улан-Удэ, ул. Маршака, 1, ОГРН 1020300988663, ИНН 0323089535) (далее- ООО «СИС»),  Общество с ограниченной ответственностью «Глеон» (место нахождения: 620152, г. Тобольск, ул. Октябрьская, 33,47, ОГРН 1027201295175, ИНН 7206017900), (далее - ООО «Глеон»).

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26.09.2011 дело №А10-2452/2011 и дело №А10-2800/2011 объединены в одно производство, с присвоением делу №А10-2452/2011.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что основания для признания незаконными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа отсутствуют.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное государственное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» и ООО «Монолит» обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что отсутствие в аукционной заявке участника размещения заказа решения об одобрении или о совершении  по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки, сведений о местонахождении участника размещения заказа является законным основанием для признания Единой комиссией заявки несоответствующей требованиям аукционной документации и последующем отказе в допуске к участию в аукционе. Обжалуемым решением антимонопольного органа были нарушены права общества, выразившееся в наложении  на общество обязанности по проведению повторного рассмотрения вторых частей заявок участников размещения заказов. Размещение сведений о поступившей жалобе на официальном сайте происходило антимонопольным органом с нарушением сроков, предусмотренных частью 1 статьи 60 ФЗ №94-ФЗ.

В апелляционной жалобе ООО «Монолит» просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что в  судебном решении не полно исследованы обстоятельства нарушения антимонопольным органом сроков размещения на официальном сайте жалобы участника аукциона. Оспариваемыми решением и предписанием УФАС про Республике Бурятия нарушены права общества, которое выразилось в отмене результатов проведенного аукциона в электронной форме, по которому ООО «Монолит» было признано победителем. Данное обстоятельство значительно затруднило исполнение государственного контракта от 18.01.2011 №70-11-ф. В связи с вынесенным предписанием работы во исполнение государственного контракта были начаты после 18.10.2011, что повлекло дополнительные затраты для общества, не предусмотренные суммой государственного контракта. Данные расходы не были учтены в смете, так как она составлялась на период проведения аукциона в летнее время, что ухудшило положение заявителя и привело к затруднениям в исполнении государственного контракта.

В судебном заседании представители Федерального государственного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства», ООО «Монолит апелляционные жалобы поддержали, дали пояснения согласно изложенным в них доводам, просили обжалуемый судебный акт отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.

В судебном заседании представитель УФАС по Республике Бурятия доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «Даурия»; Федерального государственного унитарного предприятия «Бурятавтодор»; Общества с ограниченной ответственностью «СИС»; Общества с ограниченной ответственностью «Глеон» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ФГУП «Бурятавтодор» ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 30.12.2011.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.06.2011 состоялся открытый аукцион в электронной форме «Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2011год. Замена барьерного ограждения на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск- Улан-Удэ - Чита, км 466+820 - км 672+930, Республика Бурятия».

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (протокол № 54-02 от 08.06.2011) заявка ООО «Даурия» признана Единой комиссией не соответствующей требованиям п.п.1 п.6.1.6. раздела 6 «Определение победителя» аукционной документации, требованиям п.1 ч.6 ст.41.11 Федерального закона № 94-ФЗ.

Не согласившись с данным решением, ООО «Даурия» обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия Единой комиссии Заказчика при размещении заказа в открытом аукционе в электронной форме.

По результатам рассмотрения жалобы комиссией Бурятского УФАС России, являющегося уполномоченным органом по контролю в сфере размещения заказов вынесено решение № 06-02/80-2011 от 23.06.2011.

Названным решением жалоба ООО «Даурия» признана обоснованной. В решении антимонопольный орган указал признать Единую комиссию Заказчика нарушившей часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.

На основании решения Бурятским УФАС России вынесено предписание от 23.06.2011 № 06-02/80-2011, которым обязало Единую комиссию ФГУ Упрдор. «Южный Байкал» устранить выявленные нарушения части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в срок до 07.07.2011, отменить протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 08.06.2011 № 54-02 и провести процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе повторно.

ФГУ Упрдор. «Южный Байкал» и ООО «Монолит» не согласившись с указанными решением и предписанием, обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Компетенция антимонопольного органа по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов определяется статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Административный регламент).

Частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов установлено, что внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и(или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 данного Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при выявлении в результате проведения установленных частью 1 названной статьи проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе, в том числе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 12, части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов участник размещения заказа обладает правом обжалования решения конкурсной или аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе или аукционе, а равно других действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа.

Из материалов дела следует, что с жалобой на нарушение законодательства в сфере размещения заказов при проведении открытых аукционов обратилось ООО «Даурия», подавшее заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме «Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2011 год. Замена барьерного ограждения на автомобильной дороге Р-258 «Байкал» Иркутск- Улан-Удэ - Чита, км 466+820 - км 672+930, Республика Бурятия».

В жалобе общество указало на несогласие с принятием Единой комиссией Заказчика решения о несоответствии второй части заявки требованиям закона о размещении заказов, поскольку в соответствии со статьей 41.3 Закона о размещении заказов ООО «Даурия» представило все необходимые документы и сведения для аккредитации на электронной площадке, такие как  протокол общего собрания  учредителей о назначении директора, протокол общего собрания учредителей об одобрении крупных сделок, данные о юридическом и почтовом адресе.

Согласно пункту 3.25 Административного регламента Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и названным Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы. Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 3.32. Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки. Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной.

Пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения проверки в действиях (бездействии) Заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.

Кроме того в соответствии частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов также предусмотрено, что при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе: 1) выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов; 2) выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

Таким образом, при рассмотрении жалобы антимонопольный орган действовал в рамках предоставленных ему законодательством о размещении заказов и Административного регламента полномочий. В связи с чем, Бурятское УФАС России уполномочено выносить решения и соответствующие предписания при установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 41.11 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1,3-5,7,8 части 2 статьи 41.4 Закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1,3-5,7,8 части 2 статьи 41.4 Закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4. Закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.