ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2012 года  Дело N А11-4585/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2012.

Полный текст постановления изготовлен 29.02.2012.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ершовой О.А.,

судей Малышкиной Е.Л., Богуновой  Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Владимирские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.10.2011 по делу №А11-4585/2011, принятое судьей Беловым  А.А., по иску открытого акционерного общества «Владимирские коммунальные системы», г. Владимир (ОГРН 1033301818659) к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-ремонтное предприятие «Заклязьменский», г. Владимир, (ОГРН 1063340020776), о взыскании 17 562 рублей 40 копеек,

в судебном заседании приняли участие представители:

от истца - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания;

от ответчика - Трунова О.А. по доверенности от 01.01.2012, Серов С.Н. по доверенности от 01.01.2012,

установил:

открытое акционерное общество «Владимирские коммунальные системы» (далее - ОАО «ВКС») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью жилищно-ремонтное предприятие «Заклязьменский» (далее - ООО ЖРП «Заклязьменский»)  о взыскании дебиторской задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения от 01.03.2008 № 8439 за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в сумме 17 562 рубля 40 копеек в виде разницы между размером начислений за тепловую энергию, отпущенную по договору энергоснабжения от 01.03.2008  по нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления, и размером платы, начисленной населению за отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС) с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (далее - ОДПУ) в соответствии с агентским договором от 28.02.2008 № 177/17.

Решением от 20.10.2011 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество «Владимирские коммунальные системы» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и  процессуального права.

Заявитель считает, что вывод суда о неправомерном увеличении тарифа на тепловую энергию и надбавки к нему на сумму налога на добавленную стоимость основан на неверном применении норм материального права и не выяснении обстоятельств, имеющих значения для дела.

Указывает на то, что судом не исследовался вопрос о включении суммы НДС регулирующими органами при определении размера тарифа и надбавки. Поскольку регулирующими органами тариф на тепловую энергию и надбавка к нему были установлены без учета НДС, то полагает, что в силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации истец правомерно  предъявил дополнительно к цене, установленной регулирующими органами, налог на добавленную стоимость.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика, в судебном заседании возражая по доводам апелляционной жалобы, поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание  откладывалось на 24.01.2012, 14.02.2012, 21.02.2012.

После отложения представитель заявителя не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.

Представитель ответчика в судебном заседании  поддержал свои возражения на доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, заслушав стороны, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции  между  ОАО «ВКС» (энергоснабжающей организацией)   и ООО ЖРП «Заклязьменский» (абонент)  01.03.2008 заключен договор на поставку тепловой энергии № 8439, согласно которому энергоснабжающая организация  обязалась подавать тепловую энергию абоненту в объеме, установленном договором по тепловым сетям до границ разграничения  балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной  ответственности между энергоснабжающей организацией и  абонентом (приложение № 2).

Истец, во исполнение условий договора  в период с 01.10.2010 по 31.12.2010 осуществил ответчику отпуск тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных  жилых  домов, находящихся в управлении ответчика, и выставил счета - фактуры на общую сумму 1 389 378 рублей 23 копейки.

Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Количество поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии), указанное в счетах-фактурах, определялось расчетным методом в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105.

Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такая же правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10.

С учетом данной правовой позицией истец произвел расчет количества тепловой энергии, поставленной в многоквартирные  жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно представленному расчету стоимость тепловой энергии за спорный период составила 1 407 451 рубль  82 копейки.

Между ОАО «ВКС» в лице обособленного подразделения ОАО «ВКС» «ЕРКЦ» (агентом) и ООО ЖРП «Заклязьменский» (принципалом) был заключен агентский договор  № 177/7,  по условиям которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за отопление, горячее водоснабжение и электроснабжение с населения, проживающего в домах жилого фонда принципала, указанных в приложении № 1 к договору (пункт 1.1. агентского договора).

Агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами города Владимира: за горячее водоснабжение - в соответствии с индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления, за отопление - в соответствии с тарифом, установленным уполномоченным органом, при наличии ОДПУ - с учетом его показаний; выполнять печать счетов - квитанций; осуществлять доставку счетов-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; выполнять перерасчеты сумм платежей в связи с изменением тарифа, установленного органом местного самоуправления, отсутствием услуг, нарушением нормативных параметров услуг и т.д. по каждому лицевому счету; ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги.

Начисление платежей населению истец производит в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.

Расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".

Начисления по нормативам за отопление выполнены с учетом отапливаемой площади квартиры (кв.м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), установленного тарифа на тепловую энергию (руб./ Гкал).

Стоимость тепловой энергии определена u1080 исходя из тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ВКС" в размере 935 руб. 14 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленного с 01.01.2010 постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 "О тарифах на тепловую энергию"; а также надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей в размере 73 руб. 07 коп. без учета НДС, установленной постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216 на период реализации "Инвестиционной программы ОАО "Владимирские коммунальные системы" по развитию системы теплоснабжения города Владимира на 2010 - 2015 годы", утвержденной решением Совета народных депутатов города Владимира от 18.11.2009 № 233.

Стоимость тепловой энергии с учетом надбавок складывалась следующим образом: 935 руб. 14 коп. + 73 руб. 07 коп. = 1008 руб. 21 коп. за 1 Гкал +18 % НД С ( 1189 руб. 69 коп.). Таким образом, ОАО "ВКС" предъявляло к оплате управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК, являющимся покупателями тепловой энергии, сумму с учетом размеров указанных надбавок и НДС.

Расчет начислений за горячее водоснабжение (подогрев воды) без учета

показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) выполнен с применением в расчетах нормативов горячего водоснабжения (куб.м/чел. в месяц), установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (пункт 11 Приложения "Нормативы водоснабжения") и норматива на подогрев 1 куб.м воды в размере 0,056 Гкал, установленного постановлением главы города Владимира от 02.12.2005 № 416.

По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги отопление и ГВС за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 населению фактически начислено 1 389 889 руб. 42 коп.

Разница между начислениями по договору энергоснабжения тепловой энергией № 8390 от 01.07.2007, произведенными с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, от 23.11.2010 № 6530/10, и фактическим начислением населению составила 17 562 руб. 40 коп.

Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды (водомеров) меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги горячее водоснабжение, указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется

подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пун кт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 Правил № 307 ответчик (управляющая организация) является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные ресурсы не в целях перепродажи их потребителям, а в целях предоставления коммунальных услуг жителям управляемых ответчиком жилых домов, а истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской

Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил № 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам № 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.

Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению № 2 к Правилам № 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.

Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.

Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пун кт 3, формула 2 приложения к Правилам № 306).

Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для

отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.

В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды

исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил № 306).

В расчете суммы долга истец учитывал постановление главы города Владимира от 30.12.2008 № 4908 (в редакции постановления от 23.12.2009 № 4133) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", которым установлены дифференцированные нормативы на отопление по группам домов.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период тариф для населения на отопление и ГВС не установлен.

При расчете стоимости поставленного коммунального ресурса истец применял тариф, установленный постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25.12.2009 № 42/3 в размере 935,14 руб. за 1 Гкал без НДС, плюс 18% НДС, и надбавку к тарифу на тепловую энергию в размере 73,07 руб. за 1 Гкал без НДС, установленную решением Совета народных депутатов города Владимира № 267 от 04.12.2009, постановлением главы города Владимира от 29.12.2009 № 4216, плюс 18% НДС.

Ссылка ответчика на постановление главы города Владимира от 31.05.2004 № 167 в обоснование довода о необходимости расчета ГВС с учетом показаний индивидуальных приборов учета судом апелляционной инстанции признается несостоятельной.

Указанное постановление № 167 определяет порядок расчетов за тепловую энергию, используемую на подогрев воды  устанавливает норматив подогрева 1 куб.м воды для населения, имеющего приборы учета  горячего водоснабжения - 0,056 Гкал (пункт 1) и обязывает организации осуществляющие начисление и сбор денежных средств с собственников и нанимателей жилых помещений, имеющих приборы учета горячей воды, производить перерасчет количества тепловой энергии на подогрев воды, на основании данных приборов учета.

При расчетах с населением ответчик использовал норматив на подогрев 0,056 Гкал и показания индивидуальных приборов учета, тогда как истец для  определения объема и стоимости ГВС также использовал норматив 0,056 Гкал и  норматив расхода горячей воды - 3,65 куб.м. на 1 человека в месяц.

Показания индивидуальных приборов учета  не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Данный вывод соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в частности в определениях от 25.08.2010 г. N ВАС-6530/10, от 25.05.2010 г. N ВАС-6080/10.