• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года  Дело N А43-3070/2012

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова А.В. (10-62),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цигулевой Э.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода,

г. Нижний Новгород,

к индивидуальному предпринимателю Чураевой Галине Ивановне (ИНН 525712015644, ОГРН индивидуального предпринимателя 309525725400018), г. Нижний Новгород,

УСТАНОВИЛ: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Чураевой Галине Ивановне (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Дело рассмотрено в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном порядке арбитражного судопроизводства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Стороны, надлежащим образом извещенные о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, каких-либо возражений по этому поводу не представили. Ответчик отзыва на заявление и иных документов, относящихся к рассматриваемому спору, в суд не представил. На основании статьи 226, части 4 статьи 228 Кодекса рассмотрение дела осуществляется в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в деле имеется выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В ходе проведения проверки соблюдения ответчиком требований статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) заявителем установлено, что ответчик не представил в срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2010 год.

По результатам проверки составлен акт об обнаружении факта совершения правонарушения. Заявителем принято решение, которым ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 1039 руб. 20 коп. за правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, - непредставление в установленный срок в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. При этом под физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, статья 1 Федерального закона № 27-ФЗ понимает, в частности, индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Данная норма права действовала как на 1 марта 2011 года, так и на момент принятия решения заявителем о привлечении страхователя к ответственности.

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, подлежащего применению по аналогии закона, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки, не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по установленной форме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ акт проверки в течение 5 дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем); в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункты 2, 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в акте от 29 апреля 2011 года № 4/1077 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователю было разъяснено его право представить письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта и указано на то, что рассмотрение данного акта состоится 1 июня 2011 года. Вместе с тем, решение № 4/1077 о привлечении страхователя к ответственности принято заявителем 31 мая 2011 года, то есть до истечения установленного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, и его право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки, предусмотренное пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, было нарушено.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащего применению по аналогии закона, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Поскольку заявителем не было соблюдено существенное условие процедуры рассмотрения материалов проверки, суд считает, что решение от 31 мая 2011 года № 4/1077 о привлечении страхователя к ответственности не может являться основанием для взыскания штрафа.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя, но, поскольку органы Пенсионного фонда Российской Федерации в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, данный вопрос судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья А.В. Иванов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А43-3070/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Нижегородской области
Дата принятия: 24 февраля 2012

Поиск в тексте