ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года  Дело N А46-8095/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.

судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 08АП-115/2012) Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2011 по делу №  А46-8095/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (ОГРН 1075503000044, ИНН 5503107126) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782), Министерства имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822), о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от Главного управления государственной службы занятости населения Омской области - Макейкин Н.А., предъявлено удостоверение, по доверенности от 25.01.2012 сроком действия 31.12.2012;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Лебедева С.А., предъявлено удостоверение, по доверенности № 244 от 21.12.2011 сроком действия 31.12.2012;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Министерства имущественных отношений Омской области - Стороженко В.Ю., предъявлено удостоверение, по доверенности от 29.12.2011 сроком действия до 31.12.2012;

установил:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее по тексту -  заявитель, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:138, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Красногвардейская угол ул. Тарская, дом 44/11, и об обязании совершить действия по государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.11.2011 по делу № А46-8095/2011 в удовлетворении требований, заявленных Главным управлением, отказано.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Главы администрации города Омска от 20.10.1992 № 685-п «О предоставлении земельного участка Главному управлению труда и занятости населения под строительство административного здания «Биржа труда» по ул. Красногвардейская Центрального района» не может являться основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок. Суд первой инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принадлежности заявителю земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:138 на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое, по мнению Главного управления, подлежит государственной регистрации.

Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 23.11.2011 по делу № А46-8095/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в  результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:73, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Главному управлению труда и занятости населения Администрации Омской области, был образован спорный земельный участок.

По мнению заявителя, Главное управление, как правопреемник Главного управления труда и занятости населения Администрации Омской области, является обладателем вещного права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, в связи с чем действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по отказу в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Главного управления государственной службы занятости населения Омской области земельным участком с кадастровым номером 55:36:040116:138 незаконны.

В судебном заседании представитель Главного управления поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит отменить.

Представитель Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании подержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просит отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего  представителя в судебное заседание не обеспечило. Ходатайство об отложении судебного заседания и письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и Министерства имущественных отношений Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с постановлением Главы администрации города Омска от 20.10.1992 № 685-п «О предоставлении земельного участка Главному управлению труда и занятости населения под строительство административного здания «Биржа труда» по ул. Красногвардейская Центрального района» в 1994 году за Главным управлением труда и занятости населения зарегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 0,3 га по ул. Красногвардейская в Центральном районе под строительство административного здания «Биржа труда» (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей Ц-П-8-315 от 28.11.1994).

Постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.10.1997 № 327-п «О вводе в эксплуатацию административного здания «Биржа труда» по ул. Красногвардейская, 44, по ул. Тарская, 11, в Центральном административном округе» утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством административного здания «Биржа труда» по ул. Красногвардейская, 44, по ул. Тарская, 11, в Центральном административном округе, балансодержателем вышеуказанного здания определен Комитет труда и занятости населения администрации Омской области.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Главы администрации (Губернатора) Омской области от 12.10.2000 № 332-п «О реорганизации комитета труда и занятости населения Администрации Омской области», приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.10.2000 № 1087-рк «Об образовании Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области», приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 № 24 «О переименовании территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости», пунктом 6 приказа Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2006 № 274 «О реорганизации территориальных органов федеральной службы по труду и занятости» Главное управление государственной службы занятости населения Омской области является правопреемником Главного управления труда и занятости населения, к заявителю перешло все имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности.

На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2006 № 274 «О реорганизации территориальных органов федеральной службы по труду и занятости» было подготовлено и принято распоряжение Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 02.03.2007 № 118-р, а также подписан акт при?ма-передачи от 15.03.2007, в соответствии с которыми в собственность Омской области были переданы нежилые помещения: номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29, вставки: 1-6, 1 этажа: 1-32, 2 этажа: 18-22, 25- 41, 3 этажа: 27-41, 4 этажа: 1-36, 5 этажа: 1-30, 7 этажа: 1-34, 8 этажа: 1-11, 16-23, общей площадью 4777,1 кв.м, находящиеся в административном здании «Биржа труда», расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская угол Тарская, д. 44/11, занимаемые Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области.

28.06.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области было зарегистрировано право собственности Омской области на указанные выше нежилые помещения и внесена запись в Единый государственный реестр прав на

недвижимое имущество и сделок с ним № 55-55-01/070/2007-667.

В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 26.12.2007 № 249-рп «О закреплении недвижимого имущества» указанные выше нежилые помещения были зарегистрированы на праве оперативного управления за заявителем (свидетельство о государственной регистрации права от 05.02.2008, запись о регистрации № 55-55-01/003/2008-568).

При этом в 2008 году (20.02.2008) Управлением Росреестра по Омской области было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1765,00 кв.м, кадастровый номер 55:36:04 01 16:0138; разрешенное

использование: для общественно-деловых целей, категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Центральный административный округ, ул. Красногвардейская угол ул. Тарская, д. 44/11.

Земельный участок, предоставленный Главному управлению труда и занятости населения на основании Постановления Главы администрации г. Омска от 20.10.1992 № 685-п (свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования Ц-И-8-315) был учтен в государственном кадастре недвижимости 28.11.1994 с кадастровым номером 55:36:04 01 16:73.

03.11.2003 на основании Распоряжения Администрации г. Омска от 03.09.2003 № 1862-р «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул. Красногвардейская в Центральном административном округе» из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 16:72, 55:36:04 01 16:73, 55:36:04 01 16:74 были сформированы земельные участки 55:36:04 01 16:77 и 55:36:04 0116:76, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2.2.3. Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 № 11/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра», с момента поступления сведений о зарегистрированном праве на земельный участок 55:36:04 01 16:77 земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 16:73 был снят с кадастрового учета.

25.02.2004 было зарегистрировано бессрочное пользование за областным государственным учреждением «Омский областной центр учета и содержания государственной собственности» - ЦУС и 25.08.2006 зарегистрирована собственность Омской области. 06.09.2004 в результате преобразования земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 16:77 и 55:36:04 01 16:76 и за счет присоединения дополнительных частей были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:04 01 16:137 и 55:36:04 01 16:138, с момента регистрации права на которые указанные выше земельные участки (55:36:04 01 16:77 и 55:36:04 01 16:76) были сняты с учета.

Таким образом, спорный земельный участок (с кадастровым номером 55:36:04 01 16:138) является вновь образованным.

Изложенные выше обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются и, кроме того, установлены судебными актами арбитражных судов по ранее рассмотренным делам: №А46-952/2010 (решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2010, оставленное без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010), №А46-1702/2011 (решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2011 отменено постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011, принят новый судебный акт о признании права собственности Омской области на 47771/66610 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:0138, относящийся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, площадью 1765 кв.м, местоположение которого установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г.Омск, ул. Красногвардейская угол ул. Тарской, дом 44/11), в связи с чем в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказываются вновь, поскольку в настоящем деле участвуют те же лица.

09.12.2010 представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1765 кв.м, кадастровый номер 55:36:040116:0138; разрешенное использование: общественно-деловые цели; категория земель: земли населенных пунктов; местоположение: установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Центральный АО, г.Омск, ул. Красногвардейская угол ул. Тарской, дом 44/11.

На основании абзаца 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 55:36:040116:138, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Красногвардейская угол ул. Тарская, дом 44/11, что зафиксировано в сообщении от 01.04.2011 № 01/332/2010-447.

Полагая, что действия по отказу Управления Росреестра по Омской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением

Решением Арбитражного суда Омской области от 23.11.2011 по делу № А46-8095/2011 в удовлетворении требований, заявленных Главным управлением, отказано.

Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предписывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, чт государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В силу статей 9, 13, 17 Закона № 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих праву подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20

Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на

недвижимое имущество и сделок с ним».

Как следует из материалов дела, заинтересованное лицо в обоснование оспариваемого отказа сослалось на абзац 8 пункта 1 статьи 20 приведенного Закона, в соответствии с которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Между тем, судом первой инстанции правильно было установлено, что постановление Главы администрации города Омска от 20.10.1992 № 685-п «О предоставлении земельного участка Главному управлению труда и занятости населения под строительство административного здания «Биржа труда» по ул. Красногвардейская Центрального района» не может являться основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, в связи с чем основания для признания отказа в соответствующей государственной регистрации права незаконным отсутствуют на основании следующего.

В силу статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

По положениям статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены стать?й 53 Земельного кодекса Российской Федерации.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:

1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации  режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко- культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога;