АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 марта 2012 года  Дело N А55-28138/2011

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании  06 марта 2012 года  дело по заявлению

Администрации городского округа Сызрань Самарской области

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области

О признании недействительным отказа от 10.09.2011 года № 08/034/2011-627 и обязании

при участии в заседании

от заявителя - представитель Клейменова А.А., доверенность

от заинтересованного лица - представитель Черкасова Е.Г., доверенность

от третьего лица - не явился, извещен

Установил:

Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Сызрань на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108016:2 площадью 219 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пр. 50 лет Октября дом 70 для центрального теплового пункта № 10, содержащийся в сообщении об отказе от 10.09.2011 № 08/034/2011-627 и обязании.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемого отказа.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 21062), отзыв на заявление не представлен.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Сызрань на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108016:2, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пр. 50 лет Октября, дом 70.

Сообщением от 10.09.2011 № 08/034/2011-627 в государственной регистрации права было отказано, т.к. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации  на вышеназванный земельный участок, то есть имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами (л.д. - 6-7).

Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование своих доводов, заявитель указывает на то, что на данном земельном участке расположен объект недвижимого имущества -  здание  центрального теплового пункта № 10, находящийся в муниципальной собственности (л.д. - 11), что в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», является основанием для государственной регистрации права собственности городского округа Сызрань на спорный земельный участок.

Также в судебном заседании заявителем указано, что в настоящее время в производстве арбитражного суда рассматривается дело о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок - дело № А55-1114/2012.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов делу усматривается, что в  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним  ранее внесена запись о праве собственности Российской Федерации  на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108016:2 площадью 219 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пр. 50 лет Октября, дом 70.

Таким образом, к моменту введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ, которым вышеназванный Федеральный закон дополнен статьей 3.1, разграничивающей государственную собственность на землю, спорный земельный участок не мог относиться к земельным участкам, право собственности на которые не было разграничено на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), зарегистрированное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок могло быть оспорено лицами, заявляющими свои имущественные права на данный земельный участок.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 3.1. Закона № 137-ФЗ к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Как уже отмечалось, указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ.

Поскольку право муниципальной собственности на участок основывается на вышеназванной норме, но не может быть зарегистрировано ввиду наличия зарегистрированного права Российской Федерации на указанный участок, администрация  вправе защищать свои права посредством иска о признании права.

Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 2178/11 по делу № А55-39695/2009.

Из объяснений сторон следует, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Самарской области рассматривается иск Администрации городского округа Сызрань к Территориальному управлению ФАУГИ об оспаривании права федеральной собственности и признания права муниципальной собственности: дело № А55-1114/2012.

Указанный иск подан и принят к производству Арбитражным судом Самарской области 30.01.2012 года, то есть после обращения Администрации за регистрацией и вынесения оспариваемого отказа.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108016:2 на момент обращения заявителя в органы регистрации и на момент вынесения оспариваемого отказа в регистрации, находился в федеральной собственности, иск об оспаривании права собственности РФ подан заявителем лишь после вынесения оспариваемого отказа и в настоящее время решение по нему не принято.

В связи с чем, вывод регистратора о наличии противоречий между зарегистрированным и заявленными правами являлся законным и обоснованным, что, в свою очередь, в силу статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено в качестве самостоятельного основания для отказа в государственной регистрации права.

Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ является законным и обоснованным, вынесен в полном соответствии со статьей 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка