• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 07 марта 2012 года  Дело N А55-28169/2011

в составе

председательствующего судьи Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании 02 марта 2012 года дело по заявлению

Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России)

к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области

Администрации сельского поселения поселка Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области

с участием 3-го лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области

о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, обязании совершить действия

при участии в заседании

от заявителя - представитель Харизина Л.В. по доверенности №89 от 27.09.2011

от заинтересованных лиц:

администрации муниципального района - представитель Казачек О.Г. по доверенности от 28.02.2011;

администрации сельского поселения - представитель Лебедев М.С. по доверенности от 28.12.2011

от 3-го лица - представитель не явился, извещен

установил:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России (ФБУЗ «СМРЦ» ФМБА России) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.;

об обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельный участок под ним площадью 3107 кв.м., а также объекты благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

Определением суда от 13.02.2012 суд принял изменение предмета иска. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России (ФБУЗ «СМРЦ» ФМБА России) просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

и обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность сельского поселения Серноводск указанных объектов в месячный срок после вступления в силу решения по настоящему спору.

Кроме того, в адрес суда от заявителя поступило ходатайство о взыскании солидарно с заинтересованных лиц в пользу заявителя расходы в сумме 45600 руб.- госпошлина за предоставление выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении зарегистрированных прав на квартиры жилого дома №26 по ул. Калинина в с. Серноводск (вход.№24271).

02 марта 2012 года заявитель вновь уточнил предмет требований и просил суд рассматривать дело о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

и обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность сельского поселения Серноводск указанных объектов в месячный срок после вступления в силу решения по настоящему спору.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.49 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации суд принял изменение предмета спора.

В качестве оснований для удовлетворения заявленных требований Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России указало на то, что жилые дома в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, в связи с чем, Администрация муниципального района обязана была своевременно принять их в муниципальную собственность, а с 2007 года Администрация сельского поселения обязана была принять в муниципальную собственность спорные объекты и нести бремя содержания указанного имущества. Уклонение от исполнения данной обязанности является незаконным.

В качестве нормативно-правового обоснования заявитель ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и на Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №235.

В свою очередь, заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд Самарской области с настоящим требованием. В качестве уважительности причин пропуска срока, заявитель указывает на смену руководителя учреждения. С приходом нового руководителя учреждения была активизирована работа по сбору документов и подготовки обращения в суд с настоящими требованиями.

Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области просит в иске отказать, представила отзыв, дополнительное обоснование. Из письменной позиции Администрации муниципального района следует, что заявитель не доказал, что является распорядителем данного имущества. Сослалась также на пропуск трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на подачу заявления вследствие отсутствия надлежащего обращения и отсутствии уважительности причин для его восстановления.

Определением суда от 16.01.2012 в качестве второго заинтересованного лица (соответчика) к участию в деле привлечена Администрация поселения Серноводск Сергиевского района Самарской области (л.д.124,т.1).

Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, указанным в отзыве и дополнительном обосновании. Полагает, что решения уполномоченного органа в отношении передаваемого имущества не принималось, в сельское поселение акт приема-передачи не направлялся, отказ Администрации от принятия в муниципальную собственность не оспаривался. Считает получение согласия муниципального образования требованием, не основанным на законе, следовательно, сельское поселение не допускало незаконного бездействия.

Кроме того, второе заинтересованное лицо указывает на невозможность передачи земельного участка в муниципальную собственность, поскольку в жилом доме имеются приватизированные квартиры, собственники которых вправе претендовать на земельный участок.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 АПК РФ (подпись представителя учинена в протоколе судебного заседания от 28.02.2012 года).

В соответствии со ст.156 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителя территориального Управления.

Ранее, в адрес суда представлены отзывы, из которых следует, что с требованиями заявителя согласно только в отношении Администрации сельского поселения Серноводск, полагает правомерным передачу объектов в муниципальную собственность сельского поселения. Указало, что земельный участок подлежит такой передаче только в случае отсутствия в доме иных собственников жилых помещений, поскольку тогда земельный участок считается общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Изучив и исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с Уставом сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Администрация поселения является согласно Уставу исполнительно-распорядительным органом поселения. Статья 63 Устава предусматривает, что от имени поселения права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация поселения.

Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 07 августа 2006 года и кадастровой выписке земельный участок кадастровый номер 63:31:0806009:46, площадью 3107 кв.м. по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул.Калинина, д.26 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д.77-78).

На земельном участке находится многоэтажный дом, числящийся на балансе заявителя. В соответствии с представленным техническим паспортом общая площадь пятиэтажного 76-ти квартирного жилого дома №26 по ул.Калинина составляет 4221 кв.м. (т.1 л.д.46-76). Дом включен в реестр федерального имущества, о чем свидетельствует выписка из реестра.

Часть квартир находится в собственности граждан, что подтверждается выписками из ЕГРП.

Кроме того, в реестре числятся инженерные сети канализации, инженерные сети теплотрассы по указанному выше адресу. Согласно техническому паспорту инженерные сети канализации по ул. Калинина, 26 в пос. Серноводск муниципального района Сергиевский представляют собой сооружение: канализация сети (протяженность 116,92 пог.м.), смотровые колодца (5 шт), домовых выпусков (4 шт.) - т.1 л.д.86-95.

Инженерные сети теплотрассы являются сооружением протяженностью тепловой трассы 3,5 п.м., протяженностью воздушной прокладки на опорах (1 шт.) - 3,5 п.м., количество вводов - 2 шт., количество задвижек - 2 шт., количество переходов - 2 шт. (технический паспорт сооружения - т.1 л.д.96-99).

Линия электропередач (ЛЭП) 0,4 кВ литера 2 (2-1; 2-2; 2-3), которую также заявитель просит принять в муниципальную собственность, в соответствии с техническим паспортом является надземным линейным сооружением: силовой кабель общей протяженностью трассы ЛЭП (по ряду опор в одиночном исполнении) - 0,028 км; провод - 0,098 км, силовой кабель - 0,055 км (т.1 л.д.100-109).

На неоднократные обращения заявителя, Территориального Управления ФАУГИ в Самарской области к муниципальным образованиям с требованием о принятии в муниципальную собственность указанных объектов недвижимости, администрации бездействовали.

В качестве обращения к Администрациям заявитель приводит следующие доводы.

Письмом от 27.05.2005 № 1-07/898 руководство санатория «Сергиевские минеральные воды» (Санатория «СМВ») впервые обратилось к Главе Сергиевского района Самарской области с просьбой дать указания Комитету по управлению имуществом района разработать перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения санатория «СМВ» по форме утвержденной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. и принять эти объекты от санатория «СМВ», в муниципальную собственность района.

Далее последовала переписка руководства санатория «СМВ» с администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области (письма от 04.08.2005г. №548, от 15.09.2005г. №1-07/1090), Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (письма от 01.09.2005г. № 2089, от 15.09.2005 № 1-07/1089) о подготовке соответствующего пакета документов.

В 2006 году в письме от 05.06.2006 № 1-07/1698 обращаясь к Главе Администрации Сергиевского района, руководство санатория указывает на неоднократность и безуспешность обращений в органы местного самоуправления с целью передачи имущества в муниципальную собственность.

В письме от 28.07.2010г. № 120/707 Истец в очередной раз обращается к Главе Администрации Сергиевского района с просьбой решить вопрос о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность, на что последовала очередная «отписка» Администрации Сергиевского района о недостаточности информации о передаваемых объектах (письмо от 17.08.2010г. № 1144).

В конце 2010 года - начале 2011 года Комитет по управлению муниципального района Сергиевский инициировал ряд совещаний по вопросу приема в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» с участием представителей Истца. Данное обстоятельство подтверждается Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 09.12.2010г. (л.д.82,т.1), Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от Федерального Бюджетного Учреждения санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 17.12.2010 (л.д. 83-84), а также Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 01.02.2011г. (л.д. 85,т.1).

Из указанных протоколов, по мнению заявителя, следует, что Администрация муниципального района Сергиевский не возражает принять в муниципальную собственность передаваемый санаторием (Истцом) жилой фонд, однако при условии финансового сопровождения со стороны Истца в сумме затрат на капитальный ремонт жилых домов в размере 19320342,00 рублей, либо Истец своими силами и за свой счет обязан сделать капитальный ремонт передаваемого жилого фонда и передать его в муниципальную собственность вместе с людьми и техникой для жилищно-коммунального обслуживания.

Заявитель с указанными доводами органа местного самоуправления не согласен, поскольку учреждение является бюджетной организацией и не может расходовать средства федерального бюджета, выделяемые для осуществления Истцом медицинской деятельности на ремонт жилых домов.

В то же время, суд, рассмотрев указанные доводы, заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд с настоящим требованием в отношении Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено судом.

Заявленные учреждением причины пропуска срока, как смена руководства, суд не может принять как уважительные. Учреждение не представило доказательств в подтверждение наличия причин, лишивших его возможности реализовать ранее свое право на обжалование бездействия Администрации муниципального района.

Пропуск срока на подачу заявления об обжаловании ненормативных актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требовании и вышеназванная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении президиума от 19.04.2006 N 16228/05.

В силу изложенного, суд считает, что в заявлении учреждения о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области следует отказать.

В то же время, судом так же установлено, что в сентябре 2011 года, на основании письменного обращения Истца с просьбой оказать содействие по передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области направило в адрес Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (Ответчик 2) письмо от 07.09.2011г. № 25/5499 с предложением направить в адрес Территориального управления согласие о принятии имущества в муниципальную собственность. Ответчик 2 данное обращение проигнорировал.

В октябре 2011 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области направило в адрес Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (Ответчик 2) повторное обращение (письмо от 13.10.2011г. № 16211) с аналогичной просьбой и предупреждением, что в случае неполучения Территориальным управление данного согласия либо игнорирования письма,; Территориальным управлением будет направлено обращение в Прокуратуру Самарской области для принятия мер прокурорского реагирования.

В ответ на указанное обращение, Администрация сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (Ответчик 2) направила письмо от 21.10.2011г. № 573 в адрес Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области с отказом дать согласие на принятие в муниципальную собственность жилого фонда Истца, сославшись на то, что к полномочиям Ответчика 2 не относится обязанность по приему в муниципальную собственность поселения объектов жилищного фонда, находящегося в собственности иного лица, считая, что в передаваемых жилых домах наибольшее количество квартир приватизировано, т.е. у жилых помещений есть собственник, вследствие чего, по мнению Ответчика 2 у Территориального управления нет права распоряжаться вышеуказанными квартирами.

Заявитель указанный довод Ответчика 2 ошибочными, поскольку в данном случае речь идет о передаче в Муниципальную собственность жилых домов, а не квартир в этих домах. Следовательно, Ответчик 2 обязан принять их в муниципальную собственность в силу закона.

Суд указанный довод заявителя находит обоснованным и подтверждающимся имеющимися в деле доказательствами.

Так, письмами от 07.09.11 г. №25/5499 и от 13.10.11 г. №16211 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просило сельское поселение Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области выразить согласие на принятие в муниципальную собственность объектов социальной сферы. В ответ письмом от 21.10.11 г. администрация отказала в приеме в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, указав, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится обязанность по приему в муниципальную собственность поселения объектов, находящихся в собственности иных лиц, поскольку наибольшее количество квартир приватизировано.

В соответствии с пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.91 г. «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

Согласно пункту 2 Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении №3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Следовательно, по мнению заявителя, в силу прямого указания закона, жилые дома являются собственностью соответствующего муниципального образования.

Из-за бездействия администрации заявитель, по его мнению, вынужден осуществлять несвойственные ему функции и нести бремя содержания имущества, которое находится в муниципальной собственности. По этой причине он обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно части 7 статьи 85 вышеуказанного нормативно-правового акта Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Следовательно, по мнению заявителя и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, жилые дома и объекты коммунально-бытового назначения к ним не могут находиться в федеральной собственности и должны быть переданы в муниципальную собственность.

Оба заинтересованных лица считают, что Сергиевский медицинский реабилитационный центр не вправе выступать заявителем по настоящему делу, поскольку не представил доказательств принадлежности указанных объектов на каком-либо (вещном, обязательственном) праве, а собственником объектов и сооружений решение не принято.

В то же время, принимая во внимание изложенные нормы права, суд считает, что упомянутый выше Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает дальнейшее совершенствование разграничения полномочий между различными уровнями власти, что обусловлено федеративным устройством государства, которое, в свою очередь, предполагает разграничение государственной собственности, необходимой для осуществления различными уровнями власти соответствующих полномочий.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, в процессе становления России как федеративного государства было предпринято разграничение единой государственной собственности на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации (а затем и собственность муниципальных образований.

Согласно Закону СССР от 06.03.1990 "О собственности в СССР" и Закону РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР" имущество, находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности, собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя, прежде всего из того, в ведении какого уровня органов государственной власти и управления находилось то или иное имущество.

В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1), а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

Таким образом, вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 и Приложением №3 к данному постановлению. В пункте 1 приложения №3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.

В силу пункта 2 постановления №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении №3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Следовательно, нахождение объекта собственности в соответствующем перечне на момент принятия Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1, свидетельствует о том, что, указанный объект относится к соответствующему виду собственности в силу закона.

Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения №3 к Постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.

В силу п.5 постановления №3020-1 передача объектов, указанных в пункте 2 названного Постановления в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 17.10.2002 года №1453-р «О завершении до 31декабря 2004 года передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы», Постановлением Правительства РФ от 07.03.21995 года №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской федерации и муниципальную собственность» согласно которым на органы местного самоуправления совместно с администрацией предприятий возлагалась обязанность по оформлению необходимой документации и актов приема-передачи.

Несмотря на то, что вышеназванные нормативные акты Правительства РФ, регламентирующие процедуру передачи объектов в муниципальную собственность, утратили свою силу, однако нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность по передаче этого имущества, продолжают действовать и в настоящее время.

Так, в силу прямого указания закона- Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры так же являются объектами муниципальной собственности.

Судом установлено, что спорные объекты включены в реестр федерального имущества и находятся на балансе у Учреждения.

Таким образом, в силу закона на Администрацию сельского поселения возложена безусловная обязанность по принятию в муниципальную собственность указанных выше объектов.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Однако, в силу изложенного, отсутствие решения уполномоченного органа о передаче объектов жилого фонда - многоквартирного дома по ул. Калинина №26 в пос. Серноводск и инженерной инфраструктуры из федеральной собственности в муниципальную собственность на дату обращения заявителя в суд правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

Материалами дела установлено, что заявитель, на чьем балансе находится спорное имущество, неоднократно обращался в территориальное управление Росимущества в Самарской области о решении вопроса по передаче в муниципальную собственность спорных объектов, а территориальное управление Росимущества в Самарской области соответственно, так же неоднократно обращалось с заявлениями в адрес муниципальных образований. При этом суд принимает во внимание, что Администрация сельского поселения, уклоняясь от принятия в муниципальную собственность названных объектов, не ссылалась на отсутствие соответствующего решения территориального управления Росимущества (письмо №573 от 21.10.2011).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 №5 под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя закона.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрацией сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по приему в муниципальную собственность объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, состоящих на балансе заявителя и в этой части требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно части 5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий(бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд соглашается с позицией заявителя относительно способа восстановления нарушенных прав и интересов путем обязания Администрации сельского поселения принять в муниципальную собственность сельского поселения спорных объектов.

В то же время, суд считает, что срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен. Администрация сельского поселения уклонялась от исполнения возложенной на нее обязанности. От даты письма, в котором выражен прямой отказ в приеме в муниципальную собственность сельского поселения (21.10.11), до подачи настоящего заявления в суд, трехмесячный срок также не пропущен.

Заявитель также просит обязать администрацию сельского поселения муниципального района Сергиевский Самарской области принять в муниципальную собственность земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина, д.26.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 63-АВ №129655 (т.1. л.д. 77), земельный участок с кадастровым номером 63:31:0806009:0046, расположенный по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина, д.26 является собственностью Российской Федерации. Право федеральной собственности зарегистрировано на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации № 2137-р от 05.12.2005.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 19.07.2011 № 2178/11 указал, что по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.

Однако, пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 31.07.2009 № 63-00-102/09-314927 (т.1. л.д. 78) земельный участок с кадастровым номером 63:31:0806009:0046 предназначен для дальнейшей эксплуатации территории земельного курорта «Сергиевские минеральные воды» а именно пятиэтажного жилого дома.

Данный вид разрешенного использования земельного участка предполагает то обстоятельство, что участок был сформирован в качестве объекта права, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного жилого дома и расположенных на земельном участке объектов.

Суд полагает, что поскольку заявителем заявлено требование о принятии в собственность земельного участка занятого многоквартирным домом, то правовой режим данного земельного участка должен определяться с учетом указанной нормы законодательства, являющейся специальной по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении квартир, расположенных в жилом доме по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина, д.26, на большую часть квартир зарегистрированы права физических лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома уже в силу самого факта наличия у них права собственности на помещения в этом доме (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2010 г. по делу N А55-25775/2009).

С учетом изложенного суд полагает, что правовые основания для принятия спорного земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют. В этой части требований заявителю следует отказать.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса.

Заявителем при обращении в арбитражный суд осуществлена уплата государственной пошлины в размере 4000 руб. (л.д.8).

В силу названной нормы, суд расходы в сумме 2000 руб. относит на заинтересованного лица - Администрацию сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области.

Сумма государственной пошлины в размере 2000 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю из Федерального Бюджета.

Руководствуясь ст.ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России) о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействий Администрации муниципального района Сергиевский по непринятию в муниципальную собственность объектов жилого фонда, земельного участка и инженерной инфраструктуры отказать.

В удовлетворении требований к Администрации муниципального района Сергиевский отказать.

Бездействие Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность объектов жилого фонда - жилой дом по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина, дом 26, 5-ти этажный 76-ти квартирный дом, общей площадью 4221.0 кв.м., а так же объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к указанному дому:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул. Калинина 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул. Калинина ,26)

- линия электропередач (ЛЭП) по ул. Калинина ,26 признать незаконным.

Обязать Администрацию сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу А55-28169/2011 в 2-месячный срок устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области следующих объектов: жилой 5-ти этажный, 76-ти квартирный дом, общей площадью 4221.0 кв.м., а так же объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к указанному дому:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул. Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул. Калинина, 26)

- линия электропередач (ЛЭП) по ул. Калинина, 26.

В удовлетворении требований Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России) о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения пос. Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность земельного участка площадью 3107 кв.м. (кадастровый номер 63:31:0806009:0046 под жилым домом 26 по ул. Калинина в пос. Серноводск Сергиевского района Самарской области отказать.

Взыскать с Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области в пользу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России) расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Возвратить Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России) из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-28169/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 07 марта 2012

Поиск в тексте