АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 марта 2012 года  Дело N А55-28169/2011

в составе

председательствующего судьи Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании  02 марта 2012 года  дело по заявлению

Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Сергиевский медицинский реабилитационный центр" ФМБА России (ФБУЗ "СМРЦ" ФМБА России)

к  Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области

Администрации сельского поселения поселка Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области

с участием 3-го лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области

о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, обязании совершить действия

при участии в заседании

от заявителя - представитель  Харизина Л.В. по доверенности №89 от 27.09.2011

от заинтересованных лиц:

администрации муниципального района - представитель Казачек О.Г. по доверенности от 28.02.2011;

администрации сельского поселения - представитель Лебедев М.С. по доверенности от 28.12.2011

от 3-го лица - представитель не явился, извещен

установил:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России (ФБУЗ «СМРЦ» ФМБА России) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.;

об обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области принять в муниципальную собственность жилой дом по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельный участок под ним площадью 3107 кв.м., а также объекты благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

Определением суда от 13.02.2012 суд принял изменение предмета иска. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России (ФБУЗ «СМРЦ» ФМБА России) просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

и обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области  устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность сельского поселения Серноводск указанных объектов в месячный срок после вступления в силу решения по настоящему спору.

Кроме того,  в адрес  суда от заявителя поступило ходатайство о взыскании солидарно с заинтересованных лиц в пользу заявителя расходы в сумме 45600 руб.- госпошлина за предоставление выписок  из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении зарегистрированных  прав на квартиры  жилого дома №26 по ул. Калинина в с. Серноводск (вход.№24271).

02 марта 2012 года  заявитель вновь уточнил предмет требований и просил суд рассматривать дело о признании незаконным бездействие Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность жилого дома по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, дом 26 и земельного участка под ним площадью 3107 кв.м., а также объектов благоустройства и инженерной инфраструктуры к нему:

- канализация по участку от выпуска до магистрали жилого дома по ул.Калинина, 26, по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос.Серноводск, ул.Калинина, 26;

- теплотрасса (отпайка к жилому дому ул.Калинина, 26),

- линия электропередач (ЛЭП) по ул.Калинина, 26.

и обязании Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области и Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области  устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в муниципальную собственность сельского поселения Серноводск указанных объектов в месячный срок после вступления в силу решения по настоящему спору.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в  соответствии со ст.49 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации  суд принял  изменение предмета спора.

В качестве оснований для удовлетворения заявленных требований  Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Сергиевский медицинский реабилитационный центр» ФМБА России указало на то, что жилые дома в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, в связи с чем, Администрация муниципального района  обязана была своевременно  принять их в муниципальную собственность,  а с 2007 года Администрация  сельского поселения  обязана была принять в муниципальную собственность  спорные объекты  и нести бремя содержания указанного имущества. Уклонение от исполнения данной обязанности является незаконным.

В качестве нормативно-правового обоснования заявитель ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»  и на Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №235.

В свою очередь, заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд Самарской области с настоящим требованием. В качестве уважительности причин пропуска срока, заявитель указывает на смену руководителя учреждения. С приходом  нового  руководителя учреждения была активизирована работа  по сбору документов  и подготовки обращения  в суд с настоящими требованиями.

Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области просит в иске отказать, представила отзыв, дополнительное обоснование. Из письменной позиции Администрации муниципального района  следует, что заявитель не доказал, что является распорядителем данного имущества. Сослалась также на пропуск  трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на подачу заявления вследствие отсутствия надлежащего обращения и отсутствии уважительности причин для его восстановления.

Определением суда от 16.01.2012 в качестве второго заинтересованного лица (соответчика) к участию в деле привлечена Администрация поселения Серноводск Сергиевского района Самарской области (л.д.124,т.1).

Администрация сельского  поселения Серноводск муниципального района  Сергиевский  Самарской области просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, указанным в отзыве и дополнительном обосновании. Полагает, что решения уполномоченного органа в отношении передаваемого имущества не принималось, в сельское поселение акт приема-передачи не направлялся, отказ Администрации  от принятия в муниципальную собственность не оспаривался. Считает получение согласия муниципального образования требованием, не основанным на законе, следовательно, сельское поселение не допускало незаконного бездействия.

Кроме того, второе заинтересованное лицо указывает на невозможность  передачи земельного участка  в муниципальную собственность, поскольку  в жилом доме имеются приватизированные квартиры, собственники  которых вправе  претендовать на  земельный участок.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 АПК РФ (подпись представителя учинена  в протоколе судебного заседания от  28.02.2012 года).

В соответствии со ст.156 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации  суд рассматривает дело без участия представителя территориального Управления.

Ранее, в адрес суда представлены  отзывы, из которых следует, что  с требованиями заявителя согласно только в отношении  Администрации сельского поселения Серноводск, полагает правомерным передачу объектов в муниципальную собственность сельского поселения. Указало, что земельный участок подлежит такой передаче только в случае отсутствия в доме иных собственников жилых помещений, поскольку тогда земельный участок считается общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Изучив и исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с Уставом сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Администрация поселения является согласно Уставу исполнительно-распорядительным органом поселения. Статья 63 Устава предусматривает, что от имени поселения права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация поселения.

Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 07 августа 2006 года и кадастровой выписке земельный участок кадастровый номер 63:31:0806009:46, площадью 3107 кв.м. по адресу: Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул.Калинина, д.26 принадлежит на праве собственности Российской Федерации (т.1 л.д.77-78).

На земельном участке находится многоэтажный дом, числящийся на балансе заявителя. В соответствии с представленным техническим паспортом общая площадь пятиэтажного 76-ти квартирного жилого дома №26 по ул.Калинина составляет 4221 кв.м. (т.1 л.д.46-76). Дом включен в реестр федерального имущества, о чем свидетельствует выписка из реестра.

Часть квартир находится в собственности  граждан, что подтверждается выписками из ЕГРП.

Кроме того, в реестре числятся инженерные сети канализации, инженерные сети теплотрассы по указанному выше адресу. Согласно техническому паспорту инженерные сети канализации по ул. Калинина, 26 в пос. Серноводск муниципального района Сергиевский представляют собой сооружение: канализация сети (протяженность 116,92 пог.м.), смотровые колодца (5 шт), домовых выпусков (4 шт.) - т.1 л.д.86-95.

Инженерные сети теплотрассы являются сооружением протяженностью тепловой трассы 3,5 п.м., протяженностью воздушной прокладки на опорах (1 шт.) - 3,5 п.м., количество вводов - 2 шт., количество задвижек - 2 шт., количество переходов - 2 шт. (технический паспорт сооружения - т.1 л.д.96-99).

Линия электропередач (ЛЭП) 0,4 кВ литера 2 (2-1; 2-2; 2-3), которую также заявитель просит принять в муниципальную собственность, в соответствии с техническим паспортом является надземным линейным сооружением: силовой кабель общей протяженностью трассы ЛЭП (по ряду опор в одиночном исполнении) - 0,028 км; провод - 0,098 км, силовой кабель - 0,055 км (т.1 л.д.100-109).

На неоднократные обращения заявителя, Территориального Управления ФАУГИ в Самарской области к муниципальным образованиям с требованием о принятии в муниципальную собственность указанных объектов недвижимости, администрации бездействовали.

В качестве  обращения  к Администрациям заявитель  приводит следующие доводы.

Письмом от 27.05.2005 № 1-07/898 руководство санатория «Сергиевские минеральные воды» (Санатория «СМВ»)  впервые обратилось к Главе Сергиевского района Самарской области  с просьбой дать указания Комитету по управлению имуществом района разработать перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения санатория «СМВ» по форме утвержденной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. и принять эти объекты от санатория «СМВ», в муниципальную собственность района.

Далее последовала переписка руководства санатория «СМВ» с администрацией муниципального района Сергиевский Самарской области (письма от 04.08.2005г. №548, от 15.09.2005г. №1-07/1090), Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (письма от 01.09.2005г. № 2089, от 15.09.2005 № 1-07/1089) о подготовке соответствующего пакета документов.

В 2006 году в письме от 05.06.2006 № 1-07/1698 обращаясь к Главе Администрации Сергиевского района, руководство санатория указывает на неоднократность и безуспешность обращений в органы местного самоуправления с целью передачи имущества в муниципальную собственность.

В письме от 28.07.2010г. № 120/707 Истец в очередной раз обращается к Главе Администрации Сергиевского района с просьбой решить вопрос о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность, на что последовала очередная «отписка» Администрации Сергиевского района о недостаточности информации о передаваемых объектах (письмо от 17.08.2010г. № 1144).

В конце 2010 года - начале 2011 года Комитет по управлению муниципального района Сергиевский инициировал ряд совещаний по вопросу приема в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» с участием представителей Истца. Данное обстоятельство  подтверждается Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 09.12.2010г. (л.д.82,т.1), Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от Федерального Бюджетного Учреждения санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 17.12.2010 (л.д. 83-84), а также Протоколом совещания на тему: «Прием в муниципальную собственность жилых домов от ФГУ Санаторий «Сергиевские минеральные воды» б/н от 01.02.2011г. (л.д. 85,т.1).

Из указанных протоколов, по мнению заявителя, следует, что Администрация муниципального района Сергиевский не возражает принять в муниципальную собственность передаваемый санаторием (Истцом) жилой фонд, однако при условии финансового сопровождения со стороны Истца в сумме затрат на капитальный ремонт жилых домов в размере 19320342,00 рублей, либо Истец своими силами и за свой счет обязан сделать капитальный ремонт передаваемого жилого фонда и передать его в муниципальную собственность вместе с людьми и техникой для жилищно-коммунального обслуживания.

Заявитель с указанными доводами  органа местного самоуправления не согласен, поскольку учреждение является бюджетной организацией и не может расходовать средства федерального бюджета, выделяемые для осуществления Истцом медицинской деятельности на ремонт жилых домов.

В то же время, суд, рассмотрев указанные  доводы, заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что  заявителем пропущен  срок на обращение в арбитражный суд с настоящим требованием в отношении Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в Арбитражный суд  в течение трех месяцев со дня,  когда гражданину, организации,  стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено судом.

Заявленные  учреждением причины  пропуска срока, как смена руководства, суд не может принять как уважительные. Учреждение не представило доказательств в подтверждение наличия причин, лишивших его возможности реализовать ранее свое право на обжалование бездействия Администрации муниципального района.

Пропуск срока на подачу заявления об обжаловании ненормативных актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требовании и вышеназванная позиция согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении президиума от 19.04.2006 N 16228/05.

В силу изложенного, суд считает, что в заявлении учреждения о признании  незаконным бездействия  Администрации муниципального района  Сергиевский  Самарской области  следует отказать.

В то же время, судом так же установлено, что в сентябре 2011 года, на основании письменного обращения Истца с просьбой оказать содействие по передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области направило в адрес Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (Ответчик 2) письмо от 07.09.2011г. № 25/5499 с предложением направить в адрес Территориального управления согласие о принятии имущества в муниципальную собственность. Ответчик 2 данное обращение проигнорировал.

В октябре 2011 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области направило в адрес Администрации сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский Самарской области (Ответчик 2) повторное обращение (письмо от 13.10.2011г. № 16211) с аналогичной просьбой и предупреждением, что в случае неполучения Территориальным управление данного согласия либо игнорирования письма,; Территориальным управлением будет направлено обращение в Прокуратуру Самарской области для принятия мер прокурорского реагирования.