АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года  Дело N А55-28281/2011

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 16 февраля 2012 года в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества "Ростелеком" в лице Самарского филиала, 443010, Самарская область, г.Самара, ул.Красноармейская д. 17

к Министерству лесного хозяйства ,охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, 443013, Самарская область, г.Самара, ул.Дачная, 4 Б

об оспаривании предписания от 28.10.2011,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя - Лаптева О.А., представитель по доверенности от 20.07.2011,

от заинтересованного лица - Дмитриенко Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2012.

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года.

Суд установил:

Открытое акционерное общество "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать предписание Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 28.10.2011г. недействительным.

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Министерства от 21.10.2011 г. № 450 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения заявителем лесного законодательства.

По результатам проверки составлен акт от 28.10.2011 г. № 04/В-05 и вынесено Предписание от 28.10.2011 года об устранении нарушений лесного законодательства.

Оспариваемое Предписание от 28.10.2011 года содержит ссылку на ст. 9, 45, 94 ЛК РФ, а также обязывает ОАО «Ростелеком» до 28.04.2012 г. заключить договор аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи расположенных по адресу Самарская область, Елховский район, Кошкинское лесничество, Елховское участковое лесничество, квартал № 48 выдел 16,17.22; квартал № 49 выдел № 30,12,18,13,14,15,16; квартал № 50 выдел № 5,6,15,16,41; Самарская область, Красноярский район. Кошкинское лесничество, Елховское участковое лесничество, квартал № 96 выдел 1; квартал № 10 выдел 1, в качестве конкретного мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.

В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» Приказом Министерства природных ресурсов от 30.08.2007 № 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе форма предписания.

В утвержденной форме предписания в графе «содержание» указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе «основания вынесения предписания» указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.

Однако в оспариваемом предписании не указано в чем конкретно выразилось нарушение заявителем положений ст. 9, 45, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа Россельхоза от 10.06.2011г. № 223, а также какие конкретно мероприятия должно выполнить ОАО «Ростелеком».

Согласно п.3 ст. 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Статья 21 Лесного кодекса РФ предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а так же сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии с п.1 ст. 24 Лесного кодекса РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Пункт 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ указывает, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

Следовательно, положения Лесного кодекса предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.

Согласно ч.1. ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Нормативно-правовыми актами в РФ не предусмотрена обязанность по заключению договора аренды лесного участка при условии нахождения в земле кабеля связи. Расположение кабеля под поверхностью земли подтверждается справками, контрольными картами, паспортами трассы, архитектурно-планировочным заданием №39, актом обследования от 13.09.2011г., фотоматериалами с указанием на запрещающие знаки ОАО «Волгателеком» (фото № 5-6), Актом проверки № 2 от 04.06.2010г., информацией о привязке муфт, ведомостью проложенных строительных длин ВОК, картограммами глубины залегания кабеля и сигнальной ленты, схемами расположения и границы лесного участка, реестром линий связи, соглашениями от 2010г., 08.08.2011г.

Согласно п. 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 в целях охраны линий и сооружения связи на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации создаются просеки в лесных массивах и зеленых насаждениях.

Пункт 15 указанных Правил предусматривает порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Правил границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.

Согласно п. 40 Правил техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно-восстановительных работ право беспрепятственного проезда в охранные зоны независимо от формы собственности на землю.

Если линии связи и линии радиофикации проходят по территориям запретных пограничных) полос и специальных объектов, а также по землям собственников землевладельцев, землепользователей, арендаторов), то они должны выдавать техническому персоналу пропуска (разрешения) для проведения осмотров и работ в любое время суток без взимания платы за право прохода (проезда).

Таким образом, законом не разрешено препятствовать организации-собственнику линий связи в выполнении им работ по обслуживанию и ремонту объектов связи, в связи с чем, требование заинтересованного лица заключить договор аренды, либо освободить лесной участок нарушает нормы Постановления Правительства РФ.

В п.3 ст. 27 ЗК РФ указано, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.2 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Заинтересованное лицо указывает, на то, что, в соответствии с ст. 1. и п. 1 ст. 94 JIK РФ одним из принципов лесного законодательства является принцип платности использования лесов.

Однако в ст. 9 ЛK РФ предусмотрены следующие виды права пользования лесного участка, а именно право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками, следовательно, не все виды права пользования лесными участками являются платными. Более того, согласно п. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Следовательно, нормами лесного кодекса предусмотрена возможность использования лесного участка бесплатно.

Министерство ссылается на Постановления Федерального Арбитражного Суда Поволжского Федерального округа от 27.09.2010 г. по делу № А55-12247/2009, от 17.08.2011 г. по делу № А55- 19694/2010, от 16.08.2011 г. по делу № А 55-19695/2010 в подтверждении того, что требование предписания о заключении договоров аренды под занимаемые линейные объекты соответствуют статьям 8,9,45, 82-83, 94 ЛК РФ.

Однако в Определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.08.2010  г. № ВАС-10885/10 и от 05.07.2010 г. № ВАС-8514/10 указано, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих заключить договор аренды лесного участка, следовательно, данный довод заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству РФ.

Кроме того, выводы, отраженные в приведенной Министерством судебной практике не соответствуют обстоятельствам рассматриваемого дела (лесные участки использовались под устройство скважин и надземных трубопроводов).

Ссылка ответчика на фотоматериалы к Акту обследования от 13.09.2011г. (фото № 1-4), как на доказательства надземной прокладки заявителем линий связи, является необоснованной.

На указанных фотоматериалах изображены деревянные столбы с проводами. Однако сведения о принадлежности указанных столбов к линиям связи ОАО "Ростелеком" в указанных фотоматериалах отсутствуют, тогда как фото № 5-6 подтверждают, что линия связи проложена под землёй и относится к ОАО "Волгателеком", правопреемником которого является ОАО "Ростелеком".

Министерство указывает в качестве обосновании своих возражений на Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.06.2011 г. № 223.

Однако данным нормативным актом не предусмотрена обязанность именно заключать договор аренды под занимаемые линейные объекты. Также отсутствуют нормы обязывающие оформлять права на лесные участки, по которым проложен подземный кабель связи.

Положения Лесного кодекса РФ прямо не запрещают, а Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 предусматривают возможность предоставления земельных участков, на которых расположены линии связи, иным лицам, не владельцам линий связи, но с учетом ограничений в использовании.

То есть, действующее законодательство РФ не ограничивает оборотоспособность лесных участков путем предоставления их только владельцам линий связи.

Таким образом, доводы заинтересованного лица о том, что согласно п. 2. ст. 45, п. 2 ст. 45, ст. 9, ст.94 ЛК РФ, на заявителя возложена обязанность получить в аренду участки лесного фонда в границах охранной зоны линии электропередачи, не обоснованы и незаконны.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что основания для понуждения заявителя к заключению договора аренды лесных участков отсутствует. (Определение Высшего Арбитражного суда от 05.07.2010 № ВАС-8514/10, Постановление Федерального арбитражного гуда Волго-Вятского округа от 20.05.2010 г. по делу № А29-8729/2009 г., Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от :S.04.2011 г. по делу № А55-19967/2010, Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. по делу № А55-19967/2010, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2011 г. № ВАС-7339/11 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на заинтересованное лицо согласно ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать предписание Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 28.10.2011 года недействительным.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Самарского филиала расходы на оплату госпошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

в течение месяца со дня его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка