• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 марта 2012 года  Дело N А55-28546/2011

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Космачевой О.Н.

рассмотрев в судебном заседании 06 марта 2012 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Самара Сити"

От 06 декабря 2011 года

к Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2011 о назначении административного наказания по делу №36-11/786

при участии в заседании

от заявителя - Егоров Д.Ю. по доверенности от 22.11.2011

от ответчика - не явился

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самара Сити" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-11/786 о назначении административного наказания от 16 ноября 2011 года, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на доказанность события вмененного правонарушения и вины заявителя в его совершении.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель административного органа просит в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (уведомление № 47496).

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области был выявлен факт нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Самара Сити» установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразившееся в несвоевременном представлении справки о подтверждающих документах.

По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № 36-11/786 от 31 октября 2011 года (л.д.39-41), по результатам рассмотрения которого Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области вынесено постановление № 36-11/786 от 16 ноября 2011 года о назначении ООО «Самара Сити» административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей (л.д.45-47).

Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Самара Сити» в арбитражный суд.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям,

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Справка о подтверждающих документах, установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж (Указание ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. № 1950-У).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Таким образом, на заявителя вышеуказанными нормами возложены обязанности по представлению в банк паспорта сделки как отчетности, так и подтверждающих документов.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к указанному Положению в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации

Из материалов дела следует, что 27.10.2010 ООО «Самара Сити» (Покупатель) и ОАО «Свiтанак», Республика Беларусь (Поставщик), заключили Договор № 1 на поставку трикотажных изделий.

Пунктом 1.4. Договора сумма договора определена (ориентировочно) 2000000 рублей без учета НДС.

На основании Договора от 27.10.2010 № 1 на поставку трикотажных изделий (РФ) в уполномоченном банке - ОАО Промышленно-Коммерческий «ЭЛКАБАНК» (в настоящее время - ОАО «АктивКапитал Банк») ООО «Самара Сити» оформило паспорт сделки № 10110001/3006/0000/2/0.

По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2011, общая сумма контракта - 2 000 000,00 российских рублей (по курсу ЦБ РФ на 27.10.2010 -65 789,47 долларов США).

На основании Дополнительного соглашения б/н от 23.02.2011 в уполномоченном банке - ОАО Промышленно-Коммерческий «ЭЛКАБАНК» ООО «Самара Сити» переоформило паспорт сделки № 10110001/3006/0000/2/0. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2011, общая сумма контракта - 2 000 000,00 российских рублей.

В рамках исполнения контракта 28.02.2011 ООО «Самара Сити» был получен товар от ОАО «Свiтанак» на общую сумму 422 990 рублей, в связи с чем, у Общества возникла обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Данную обязанность Общество должно было исполнить в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. до 15.03.2011 включительно. Для исполнения вышеуказанной обязанности все необходимые документы у Общества были в наличии.

Однако справка о подтверждающих документах была представлена Обществом в уполномоченный банк 08.04.2011. Просрочка составила - 23 календарных дня.

Таким образом, административным органом сделан вывод о том, что ООО «Самара Сити» допущено нарушение, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк.

Вместе с тем, административным органом при вынесении оспариваемого Постановления не учтено следующее.

Между сторонами контракта 01.12.2011 года заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым изменен пункт 1.4 Договора и сумма Договора составила 1004177 рублей.

Также материалами дела подтверждается, что заявителем 01.12.2011 года закрыт паспорт сделки и сумма платежей поданному договору составила 1004176,44 рублей, что подтверждается ведомостью банковского контроля.

Пунктом 1.2 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и п. 3.2 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» установлено, что действие этих документов не распространяется на валютные операции, осуществляемые между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта (в случае изменения суммы контракта - на дату последних изменений (дополнений) контракта, предусматривающих такие изменения).

Следовательно, оформление справки о подтверждающих документах не является обязательным, если общая стоимость контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долл. США по курсу к рублю, установленному ЦБ РФ.

Указанием ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У (вступившим в законную силу 26.02.2011 года) внесены соответствующие изменения в Инструкцию N 117-И.

Кроме того, в силу п. 2 Указания ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию N 117-И" со дня вступления в силу настоящего Указания резидент вправе закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения. Для закрытия указанного в настоящем пункте паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк, в котором им оформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), письменное заявление, в котором указывает следующие сведения: дату заявления; полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес); реквизиты (дату, номер) контракта; реквизиты (дату, номер) паспорта сделки. На основании письменного заявления резидента банк ПС закрывает паспорт сделки в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом письменного заявления, и указывает в разделе "Информация о закрытии паспорта сделки" закрываемого паспорта сделки в поле "Дата" дату его закрытия, а в поле "Основание" номер настоящего Указания.

Таким образом, с 26.02.2011 публичная обязанность, нарушение которой вменено обществу, отменена и с этой даты устранена административная ответственность за не оформление паспорта сделки и не представления справки о подтверждающих документах по контракту или кредитному договору, заключенному между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.

Из материалов дела следует, что сумма рассматриваемого Договора определена в тексте Договора ориентировочно.

Сторонами заключено Дополнительное соглашение от 01.12.2011, согласно которому сумма контракта определена в размере 1004176,44 рублей.

Тот факт, что указанное соглашение заключено позже привлечения к ответственности Общества не свидетельствует в силу положений частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ об обязанности общества по уплате административного штрафа.

Общая сумма исполнения контракта до даты закрытия паспорта сделки составила 1004176,44 рублей, 01.12.2011 паспорт сделки закрыт ООО «Самара Сити».

Материалами банковского контроля подтверждается, что по состоянию на дату выявления правонарушения и привлечения заявителя к ответственности общая сумма сделки также составляла 1004176,44 рублей. Последняя валютная операция по данной сделке осуществлена в апреле 2011 года.

Доказательств того, что общая сумма договора превысила за время действия Договора в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют и указанная сделка представляет собой объект валютного контроля со стороны государства, суду не представлено.

В силу частей 2 и 3 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что рассматриваемая сделка в общей сумме на момент привлечения к ответственности, на момент закрытия паспорта сделки не превысила порога 50000 долларов США, валютное законодательство не предусматривает обязанностей у резидентов по представлению справки в отношении сделок с суммой менее указанной, суд приходит к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения.

Более того, как установлено, сумма контракта изначально являлась ориентировочной, что в силу положений статьи 1.5 КоАП РФ толкуется судом в пользу Общества.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 года № 09АП-10020/2011.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области № 36-11/786 от 16 ноября 2011 года о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Самара Сити" административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-28546/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 06 марта 2012

Поиск в тексте