• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года  Дело N А55-28832/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года Полный текст судебного акта изготовлен 24 февраля 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Пономаревой О.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керженцевым В.В.

рассмотрев в судебном заседании 16 февраля 2012 года дело по иску

Заместителя прокурора области

От 07 декабря 2011 года

к Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго", Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области

О признании договора недействительным в части

при участии в заседании

от истца - Амбарцумян А.Г. по удостоверению, Самарцева А.В. по удостоверению

от ответчика 1 - Бабкин В.А. по доверенности

от ответчика 2 - не явился, извещен

установил: Заместитель прокурора области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" и Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области о признании недействительными подпунктов «а», «б», «в», «ж» пункта 2.2.1 муниципального контракта на энергоснабжение №0856э от 01.01.2011, заключенного между ответчиками.

ОАО "Самараэнерго" представило отзыв на иск. Исковые требования не признает по основаниям, указанным в отзыве на иск.

МДОУ детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области в заседание не явилось, отзыв на иск не представило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав присутствующих в заседании представителей сторон, суд установил:

Как следует из материалов дела, 01.01.2011 между Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" (Гарантирующий поставщик) и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области (Потребитель) заключен договор энергоснабжения №0856э, согласно которому Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также урегулирует отношения по предоставлению услуг, неразрывно связанных с процессом передачи электрической энергии Потребителю, а Потребитель оплачивает поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «ж» пункта 2.2.1 договора энергоснабжения гарантирующий поставщик имеет право вводить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

а) неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате приобретенной электрической энергии (мощности) и услуг, неразрывно связанных с процессом передачи электрической энергии Потребителю и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1.10 настоящего договора;

б) выявления факта присоединения к электрической сети сетевой организации (в том числе опосредованно) энергопринимающих устройств Потребителя с нарушением установленного законодательством РФ порядка технологического присоединения;

в) выявления фактов безучетного потребления электрической энергии (мощности) Потребителем;

ж) возникновения внерегламентных отключений.

Заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с настоящим иском, поскольку договор энергоснабжения №0856э от 01.01.2011 в части подпунктов «а», «б», «в», «ж» пункта 2.2.1 не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ст.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В соответствии с п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Согласно ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 ст. 539 ГК РФ).

В соответствии с положениями ч.2 ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Частью 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:

1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;

2) в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан:

3) при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательств по оплате энергии.

В отношении последнего из названных оснований необходимо учитывать, что оно подлежит применению энергоснабжающей организацией в порядке, установленном законом или иными правовыми актами (абз. 2 пункта 2 статьи 546 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 168 основных Положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006, в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, экологической безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок ведения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в Приложении №6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов), определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных положений.

Пунктом 1 в указанный перечень, предусмотренный приложением №6, включены учреждения социального обеспечения.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 №666, регулирует деятельность государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

В соответствии с пунктом 12 Типового положения дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ социальной инфраструктурой для детей является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Исходя из системного толкования приведенных норм права, с учетом уставных задач, МДОУ детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области относится к учреждениям социального обеспечения, в отношении которого недопустимо ограничение потребления электроэнергии ниже уровня аварийной брони в соответствии с пунктами 168, 177 вышеуказанных Положений.

При заключении спорного договора и в период его исполнения обязательное приложение - акт согласования аварийной и технологической брони для МДОУ детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области в соответствии с пунктами 188, 189 Положений сторонами не подписывался.

Таким образом, подпункты "а", "б", "в", «ж» пункта 2.2.1 договора энергоснабжения №0856э от 01.01.2011, предусматривающие право Гарантирующего поставщика вводить ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), нарушают права и законные интересы МДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок" Исаклинского района Самарской области, имеющего право в любом случае получать электроэнергию не ниже установленной аварийной брони, и не соответствуют требованиям вышеперечисленных норм закона и актам нормативного характера.

ОАО "Самараэнерго" возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что спорный договор не заключен, поскольку в нем отсутствуют согласованные сторонами величины аварийной брони - существенные условия договора энергоснабжения. В соответствии с. п. 31 Правил обязанность по составлению акта согласования аварийной и технологической брони и направлению его гарантирующему поставщику лежит на потребителе. Акт аварийной брони потребителем не представлен. После представления указанного документа гарантирующему поставщику Договор будет заключен.

При этом ОАО "Самараэнерго" указывает, что доводы истца об отсутствии согласования сторонами величины аварийной (технологической) брони не относятся к предмету рассматриваемого спора о признании недействительными подпунктов «а», «б», «в» п. 2.2.1. проекта договора о праве ответчика вводить частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии, а касаются порядка составления потребителем акта согласования аварийной и технологической брони.

Суд не принимает доводы ответчика ввиду следующего. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст.ст.539, 541-544 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора энергоснабжения помимо предмета договора и количества энергии являются ее качество, режим потребления, цена, а также условия по обеспечению содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования.

В соответствии с пунктом 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, договор энергоснабжения должен содержать следующие существенные условия:

а) величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения;

б) величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения. При этом в случае опосредованного присоединения величина заявленной мощности в точке присоединения каждого из энергопринимающих устройств потребителей услуг определяется в соответствии с величиной потребления электрической энергии соответствующим потребителем в часы пиковых нагрузок энергосистемы, ежегодно определяемых системным оператором;

в) ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору;

г) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, в том числе измерительными приборами, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а также по обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним, установленных уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии и изготовителем. До исполнения обязательств по оборудованию точек присоединения приборами учета стороны применяют согласованный ими расчетный способ учета электрической энергии (мощности), применяемый при определении объемов переданной электроэнергии (мощности).

Таким образом, условия договора энергоснабжения об ограничении режима подачи энергии не относятся к существенным условиям договора.

Кроме того, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Порядок определения величин аварийной и технологической брони устанавливается в соответствии с Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденными приказом Минпромэнерго от 18.03.2008 № 124.

Согласно названным Правилам объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя (далее именуется - акт), являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

Акт составляется по форме согласно приложению 5 к Правилам и используется для формирования графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления, в том числе для распределения ограничиваемой и отключаемой нагрузки потребителей по очередям.

Акт составляется со всеми потребителями, включаемыми в графики ограничения режима потребления и графики временного отключения потребления, с целью определения величины и очередности ограничиваемой и отключаемой нагрузки потребителей.

Акты могут также составляться как по инициативе потребителя, так и по инициативе энергоснабжающей (сетевой) организации с потребителями, не включенными в графики аварийного ограничения.

Оформленные экземпляры акта хранятся у потребителя и энергоснабжающей (сетевой) организации. Количество экземпляров акта определяется сторонами при его составлении. Срок действия акта не ограничен (пункты 62-65 Правил).

В соответствии с п.31 названных выше Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (договора энергоснабжения).

Потребитель, нарушивший требования настоящего пункта в части обязанности составления акта согласования аварийной и технологической брони, несет ответственность перед сетевой организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией) в порядке, предусмотренном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения).

Таким образом, доводы Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" о незаключенности договора энергоснабжения вследствие отсутствия акта согласования аварийной и технологической брони не относятся к предмету спора о признании недействительным пункта договора о праве гарантирующего поставщика вводить ограничение режима потребления электрической энергии, а касаются порядка составления потребителем указанного акта, а также его ответственности перед сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) за неисполнение данной обязанности.

Более того, частичное или полное исполнение сторонами договора энергоснабжения и отсутствие каких-либо возражений о незаключенности договора до рассмотрения иска по существу свидетельствуют о том, что договор заключен и к отношениям его сторон применяются условия, предусмотренные в договоре.

Доводы ОАО "Самараэнерго" о том, что спорный контракт прекратил свое действие и применение последствий недействительности его пунктов не имеет никаких последствий, суд находит несостоятельными, поскольку они не имеют правового основания, так как ничтожная сделка ничтожна с момента совершения.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.

Статьей 180 ГК РФ установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Признание недействительными подпунктов «а», «б», «в», «ж» пункта 2.2.1 договора энергоснабжения № 0856э от 01.01.2011 не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств и, следовательно, не влечет ничтожности прочих условий договора.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 руб. относятся на ответчиков в равном размере. Учитывая, что истец в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при подаче иска её не уплачивал, последнюю надлежит взыскать с ответчиков в доход федерального бюджета в равных частях по 2 000 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными подпункты «а», «б», «в», «ж» пункта 2.2.1 договора энергоснабжения № 0856э от 01.01.2011, заключенного между Открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области.

Взыскать с Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. 00коп.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида "Аленушка" Исаклинского района Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000руб. 00коп.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.Н. Пономарева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-28832/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 24 февраля 2012

Поиск в тексте