• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2012 года  Дело N А55-29982/2011

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года

г. Самара

24 февраля 2012 года

Дело №

А55-29982/2011

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Бибиковой Н.Д.

Якушикной Л.И.

рассмотрев в судебном заседании 16 февраля 2012 года дело по иску, заявлению

Муниципального медицинского бюджетного учреждения «Городская поликлиника №9» Октябрьского района г.о.Самары, г. Самара

Б/н,б/д

к Государственному учреждению -Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара

Третье лицо: Муниципальное медицинское учреждение Детская стоматологическая поликлиника №1 Ленинского района г.о. Самары

О взыскании 635 000руб.

при участии в заседании:

от истца - Николаева М.Н., доверенность от 24.06.2011, ордер

от ответчика - Трифонова Е.М., доверенность от23.12.2011 №27/12

от третьего лица - не явился (извещен).

Установил:

Муниципальное медицинское учреждение «Городская поликлиника №9» Октябрьского района г.о.Самары, г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Государственному учреждению -Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Самара о взыскании с ответчика 635 000руб., составляющие фактические расходы по оказанию медицинской помощи в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни за период с мая по октябрь 2011 года.

Определением от 06.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное медицинское учреждение Детская стоматологическая поликлиника №1 Ленинского района г.о. Самары.

Определением от 16 февраля 2012 года арбитражным судом на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена истца, в связи с его переименованием, а именно: Муниципальное медицинское учреждение «Городская поликлиника №9» Октябрьского района г.о.Самары, г. Самара заменено на его правопреемника Муниципальное медицинское бюджетное учреждение «Городская поликлиника №9» Октябрьского района г.о.Самары, г. Самара.

Ответчик исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо: Муниципальное медицинское учреждение Детская стоматологическая поликлиника №1 Ленинского района г.о. Самары в отзыве на иск указывает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку вся медицинская помощь Муниципальным медицинским бюджетным учреждением «Городская поликлиника №9» Октябрьского района г.о.Самары, г. Самара выполнена полностью в части диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни за период с мая по октябрь 2011 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее:

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что в период с мая по октябрь 2011 года им были оказаны медицинские услуги в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни, в связи с чем в спорный период поликлиникой № 9 в Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российского Федерации были предъявлены талоны родовых сертификатов для оплаты оказанных услуг на общую сумму 635000руб. Однако Фонд от возмещения указанных расходов поликлиники отказался, поскольку заключенный между сторонами договор № 6-73-11 об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, от 31.12.2010 не предусматривал обязанности Фонда возмещать расходы медицинского учреждения по оказанию медицинских услуг в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

В ходе судебного разбирательства стороны пояснили, что возмещение вышеуказанных услуг не было включено в договор по той причине, что на момент его подписания у поликлиники отсутствовала лицензия на детскую стоматологию; однако 11.01.2011 между истцом и ММУ «Детская стоматологическая поликлиника № 1» был заключен договор № 43-11 по диспансерному наблюдению детей первого года жизни детским стоматологом.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее:

Постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2010 № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни» были утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

Данные Правила устанавливают порядок финансового обеспечения расходов на оплату учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ (далее - медицинские организации), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет. Согласно установленному в указанных Правилах порядку Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, не позднее 5-го числа, на основании заявок, представляемых Фондом социального страхования Российской Федерации ежемесячно, 1-го числа, по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 10-го числа, распределяет средства, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, между своими территориальными органами с учетом представляемых ими ежемесячно, до 25-го числа, заявок.

На основании п. 6 Правил, оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более.

Форма родового сертификата, порядок его выдачи, учета и хранения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.11.2005 N 701 (в редакции от 08.05.2009) "О родовом сертификате" (вместе с "Инструкцией по заполнению родового сертификата", "Порядком обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения"), родовой сертификат состоит из нескольких талонов: № 1, № 2, № 3-1 и № 3-2.

Во исполнения Постановления № 1233, 31.12.2010. г. ММУ ГП № 9 заключило с Фондом договор № 6 об оплате медицинских услуг но медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности.

Данный договор предусматривал оплату только № 1 и № 2 талонов родовых сертификатов.

ММУ ГП № 9 вынуждено было заключить договор № 6 с Фондом на таких условиях, поскольку на момент заключения вышеуказанного договора у него отсутствовала лицензия на детскую стоматологию и истекал срок действия договора с ММУ ДСП № 1, которая имела лицензию на осуществление работ по детской стоматологии.

11 января 2011г. между ММУ ГУ № 9 и ММУ Детская стоматологическая поликлиника № 1 Ленинского района г.о. Самара был заключен новый договор № 43-11 по диспансерному наблюдению детей первого года жизни - детским стоматологом, который был представлен в Фонд.

Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан перечислить на основании заключенного договора средства на оплату услуг медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по следующим специальностям: "акушерство и гинекология" - оплата услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности;

"акушерство и гинекология", "педиатрия" и (или) "неонатология" - оплата услуг по медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; "педиатрия", "неврология", "детская хирургия", "стоматология детская", "травматология-ортопедия", "оториноларингология", "офтальмология", "лабораторная диагностика", "функциональная диагностика", "ультразвуковая диагностика" - оплата услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.

Договор должен был заключаться в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233.

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета: 3 тыс. рублей - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;

6 тыс. рублей - за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период; 1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей диспансерное (профилактическое) наблюдение детей; 1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка. Оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более.

Для получения средств, выделяемых на оплату услуг, медицинские организации ежемесячно, до 10-го числа, представляют в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации счета на оплату услуг с приложением надлежащим образом оформленных талонов родовых сертификатов и реестров этих талонов.

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях). Средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых:

а) оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (в размере 35 - 45 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20 - 33 процентов указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения; б) оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин;

в) осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей, и на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения диспансерного (профилактического) наблюдения этих детей, в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг); г) осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей, и на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения диспансерного (профилактического) наблюдения этих детей, в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг). 01.02.2011 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 73н был издан приказ «О порядке и условиях оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни», в пункте 3 которого содержатся следующие разъяснения: в случае отсутствия у медицинской организации, оказывающей услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, лицензии на отдельные виды работ (услуг) по специальностям, указанным в подпункте "в" настоящего пункта, территориальный орган Фонда заключает договор с такой медицинской организацией при условии наличия договора, заключенного этой медицинской организацией с медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг). С учетом указанных разъяснений между истцом и ответчиком 03.05.2011 был заключен договор об оплате услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.

Однако возмещение расходов на услуги, оказанные истцом по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, в период с мая по октябрь 2011 года, не получили договорного урегулирования ни в договоре от 31.12.2010, ни в договоре от 03.05.2011.

Между тем, отсутствие договорных отношений между сторонами по указанным услугам в период с мая по октябрь 2011 года не может лишать медицинское учреждение права на получение возмещения понесенных им расходов на выполнение обязательств Российской Федерации по предоставлению бесплатной медицинской помощи детям первого года жизни.

В пункте 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 73н от 01.02.2011 предусмотрено, что оплата поликлиникам услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей при условии постановки их на диспансерный учет в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев осуществляется территориальным органом Фонда по месту нахождения поликлиники, в которой проводится диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка:

а) на основании талона N 3-1 родового сертификата, заполненного детской поликлиникой и представленного к оплате по истечении первых шести месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с даты постановки ребенка на учет; б) на основании талона N 3-2 родового сертификата, заполненного детской поликлиникой и представленного к оплате за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с даты постановки ребенка на учет. Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что услуги, предъявленные к возмещению, действительно были оказаны истцом в спорный период времени; медицинское учреждение имело необходимые лицензии, а также заключенный договор на оказание детской стоматологической помощи; своевременно передавало в территориальное отделение Фонда социального страхования талоны родовых сертификатов, в связи с чем Фонд не был лишен возможности подавать необходимые заявки на получение денежных средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, необходимых для возмещения понесенных истцом расходов на оказание медицинской помощи в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни, однако этого Фондом сделано не было.

Исчерпывающий перечень случаев, когда талоны № 3-1 и 3-2 родовых сертификатов не подлежат оплате Фондом социального страхования, предусмотрен в пункте 17 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 73н от 01.02.2011, где указано, что не подлежат оплате и направлению в территориальные органы Фонда талоны родовых сертификатов за услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в случае: - постановки ребенка на диспансерный учет после 3 месяцев жизни; - смерти ребенка в соответствующий период диспансерного (профилактического) наблюдения; - несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка; - за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования. Не подлежит оплате и направлению в территориальные органы Фонда талон N 3-1 родового сертификата в случае, когда диспансерное (профилактическое) наблюдение ребенка за первые шесть месяцев завершилось после исполнения ребенку одного года жизни. Не подлежит оплате и направлению в территориальные органы Фонда талон N 3-2 родового сертификата в случае, когда диспансерное наблюдение ребенка во вторые шесть месяцев началось после исполнения ребенку одного года жизни. Таким образом, в спорной ситуации не имеет места ни один из предусмотренных выше случаев, когда талоны родовых сертификатов не подлежат оплате со стороны Фонда. При указанных обстоятельствах расходы, понесенные истцом при оказании медицинской помощи в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни, следует расценить в качестве его убытков, которые подлежат возмещению в порядке норм ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Данной нормой права предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Исходя из вышеизложенного, и на основании ст.15 ГК РФ требования истца о взыскании с ответчика 635 000руб., составляющие фактические расходы по оказанию медицинской помощи в рамках диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни за период с мая по октябрь 2011 года, обоснованы и подлежат удовлетворению..

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации понесенные истцом при предъявлении иска расходы по госпошлине в сумме 15 700 руб. следует возместить за счет ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 168-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения - Самарское региональное отделения Фонда социального страхования Российского Федерации, г. Самара в пользу Муниципального медицинского бюджетного учреждения "Городская поликлиника №9" Октябрьского района городского округа Самара 635000руб.-долг, а также 15700руб. расходы по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Н.Д. Бибикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-29982/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 24 февраля 2012

Поиск в тексте