ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2012 года  Дело N А70-7068/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  21 февраля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 февраля 2012 года

Восьмой арбитражный  апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10792/2011) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.11.2011 по делу №  А70-7068/2011 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Администрации Ишимского муниципального района о признании незаконным распоряжения от 12.10.2006г. № 1069-р «О формировании границ земельного участка по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 2»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП «Ишимское опытно-производственное хозяйство», Администрация г. Ишима,

при участии в судебном заседании представителей:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Администрации Ишимского муниципального района - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ГУП «Ишимское опытно-производственное хозяйство» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Администрации г. Ишима - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Ишимского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р «О формировании границ земельного участка по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 2».

Определениями Арбитражного суда Тюменской области от 25.07.2011 и 16.08.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены ГУП «Ишимское опытно-производственное хозяйство» и Администрация г. Ишима.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.11.2011 по делу №  А70-7068/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений,  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд  с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.11.2011 по делу № А70-7068/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им  требований.

Податель жалобы считает, что им не был пропущен процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, поскольку срок для обращения в арбитражный суд, в данном конкретном случае, следует исчислять с 21.04.2011, то есть с даты, когда в Управление поступила заверенная копия распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р «О формировании границ земельного участка по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 1». Также в жалобе указано, что  распоряжение от 12.10.2006  № 1061-р «О формировании границ земельного участка по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 2» является незаконным.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

До начала судебного заседания от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области и ГУП «Ишимское опытно-производственное хозяйство» поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Согласно государственному акту на право пользования землей А-1 № 389275 от 22.10.1982, Ишимскому опытно-показательному хозяйству Ишимского района Тюменской области (правопредшественник ГУП «Ишимское опытно-производственное хозяйство») исполнительным комитетом Ишимского районного Совета народных депутатов предоставлено в бессрочное и бесплатное пользование 13 888 га земли в границах согласно плану землепользования, для сельскохозяйственных целей.

Вышеуказанный земельный участок является собственностью РФ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 72 НК 068725.

На основании распоряжения Администрации Ишимского муниципального района от 17.08.2006 № 809-р земельный участок с кадастровым номером 72:10:0000000:0001 был разделен на 40 земельных участков, в том числе был образован земельный участок с кадастровым номером 72:10:0000000:370, площадью 833 333 820 кв. м.

12.10.2006 Администрацией Ишимского муниципального района было издано распоряжение № 1069-р, которым предписано сформировать земельный участок по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 2, общей площадью 8 659 кв. м.

Данный земельный участок с кадастровым номером 72:10:1311001:640 был сформирован за счет земельного участка с кадастровым номером 72:10:0000000:370, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 11).

Управление полагает, что Администрация Ишимского муниципального района издав распоряжение от 12.10.2006 №1069-р вышла за пределы своих полномочий, распорядившись земельным участком, отнесенным к федеральной собственности, в связи с чем оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы РФ.

21.11.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.

Проверив в порядке статей 266268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 данной статьи заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований является нарушение заявителем трехмесячного срока на оспаривание ненормативного правового акта.

Исходя из содержания  данной нормы, трехмесячный срок начинает течь с того момента, когда лицо  узнало  о нарушении своих прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено его начало.

Как усматривается из материалов дела, Управление обратилось  в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением 20.07.2011, что подтверждается штампом Арбитражного суда Тюменской области на заявлении Управления (т.1 л.д. 3).

Оспариваемое распоряжение было издано 12.10.2006.

Таким образом, в данном случае Управление обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок необходимо исчислять с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов,  то суд первой инстанции в  определении  от 25.07.2011 предложил Управлению представить доказательства подтверждающие дату, когда Управлению стало известно об издании  распоряжении от 12.10.2006 № 1069-р.

В письменных пояснениях Управление указало, что об оспариваемом распоряжении ему стало известно 21.04.2011, когда была получена копия распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р.

Из материалов дела следует, что в целях осуществления возложенных на Управление полномочий 14.01.2011 им был сделан запрос в ФГУ «Земельная кадастровая палата» (т. 1 л.д. 108) о том какие земельные участки образовались в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 72:10:0000000:0001, каковы их площади.

Согласно письму ФГУ «Земельная кадастровая палата» от 16.02.2011 (т. 1 л.д. 109) (получено заявителем 22.02.2011) Управлением было проинформировано о том, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 72:10:0000000:0001 на основании, в том числе распоряжения администрации Ишимского муниципального района от 17.08.2006 № 809-р, было образовано 1 единое землепользование с кадастровым номером 72:10:0000000:370 площадью 83333820 кв.м., в составе которого образован ряд земельных участков.

Управление, установив, что площадь земельного участка 72:10:0000000:0001 уменьшилась на 3 221 га, 11.03.2011 вновь направило запрос в ФГУ «Земельная кадастровая палата» (т. 1 л.д. 112) для проведения анализа раздела указанного земельного участка, уточнения площадей земельных участков, предоставления информации в отношении недостающих площадей в размере 3 221 га.

Таким образом, по состоянию на начало 2011 года Управление владело информацией о том, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 72:10:0000000:0001, принадлежащего на праве собственности РФ, образовано землепользование с кадастровым номером 72:10:0000000:370, из которого образован еще ряд земельных участков.

Управлением представлен запрос от 10.03.2011, адресованный Главе администрации Ишимского муниципального района. В соответствии с указанным запросом Управление в целях осуществления контроля за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности запросило у администрации Ишимского муниципального района заверенную копию, в том числе распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р.

Таким образом, из указанного запроса следует, что по состоянию на 10.03.2011г. Управление располагало сведениями о факте издания Администрацией Ишимского муниципального района распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р, в соответствии с которым был сформирован земельный участок для организации мест захоронения, за счет земель являющихся собственностью РФ и находившихся в пользовании ГУП «Ишимское ОПХ».

Как усматривается из письменных пояснений Управления (т. 1 л.д. 102) в рамках подготовки заявления к администрации Ишимского муниципального района о признании незаконными действий по изданию распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р для обращения в суд, Управлением был подготовлен указанный выше запрос от 10.03.2011 о предоставлении заверенной копии распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р.

Письмом от 06.04.2011 ответчик представил в Управление запрашиваемую копию оспариваемого распоряжения, которая поступила в Управление 21.04.2011.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что учитывая содержание запроса от 10.03.2011 о предоставлении конкретного муниципального ненормативного правого акта, а также указанное выше пояснение Управления, по состоянию на дату изготовления запроса (10.03.2011) Управление располагало сведениями о содержании распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р.

При указанных обстоятельствах срок давности для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р следует исчислять с 10.03.2011.

Учитывая указанное,  является несостоятельным довод Управления о том, что срок для обращения в арбитражный суд в данном случае следует исчислять с 21.04.2011, то есть с даты, когда в Управление поступила заверенная копия распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р «О формировании границ земельного участка по адресу: Ишимский район, городское кладбище г. Ишима, участок № 2».

Учитывая положения части 4 статьи 198 АПК РФ Управление могло обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением до 10.06.2011, в то время как заявление Управления о признании незаконным распоряжения от 12.10.2006 № 1069-р поступило в Арбитражный суд Тюменской области 20.07.2011, т.е. по истечении срока установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что  подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены  и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Тюменской области от 21.11.2011 г. по делу № А70-7068/2011-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

     Председательствующий

     О.Ю. Рыжиков

     Судьи

     Н.Е. Иванова

     Ю.Н. Киричёк

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка