• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 июня 2011 года  Дело N А05-2082/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 02 июня 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев 26.05.2011 в открытом судебном заседании дело №А05 - 2082/2011

по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530, ИНН 2902070000)

к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением социально - экономических дисциплин» (ОГРН 1022900838278, ИНН 2902040260)

о взыскании 2885 руб. 94 коп.,

в отсутствие надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения судом дела лиц, участвующих в деле.

Протокол судебного заседания вела секретарь Токарева О.А.

Суд установил следующее:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением социально - экономических дисциплин» (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 2885 руб. 94 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования за 3,4 кварталы 2009 года.

Основание заявления - требование №31364 «об уплате налога, сбора, пени, штрафа» по состоянию на 24.08.2010.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путём размещения информации на сайте Арбитражного суда Архангельской области, Высшего Арбитражного Суда РФ, явку представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения судом дела.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением социально - экономических дисциплин» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за ОГРН 1022900838278. Согласно правилам подведомственности, закреплённым статьями 27,29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело о взыскании обязательных платежей и санкций отнесено к рассмотрению арбитражным судом.

Во исполнение запроса от 05.05.2011 Архангельское отделение фонда обязательного социального страхования письмом 04 - 12/4 - 22995 от 24.05.2011 сообщило о наличии у исполнительного органа Фонда задолженности перед Учреждением по состоянию на 01.01.2010 в размере 25440 руб. 74 коп., в том числе в части превышения расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного ЕСН в размере 15239 руб. 40 коп., в части переплаты по ЕСН в размере 10201 руб. 24 коп.

Ответчик с заявлением не согласен по доводам, изложенным в отзыве, указывает на отсутствие недоимки по единому социальному налогу за 3,4 кварталы 2009 года.

Исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельств дела.

Ответчиком в налоговый орган 15.01.2010,19.03.2010 посредством телекоммуникационных каналов связи были представлены налоговые расчёт и декларация по ЕСН за 9 и12 месяцев 2009 год, согласно которым подлежали уплате платежи в ФСС - 60567 руб. по сроку уплаты 15.09.2009, 46196 руб. по сроку уплаты 16.11.2009, 14906 руб. по сроку уплаты 15.12.2009.

Продекларированные суммы по мнению Инспекции ответчиком в установленные законодательством сроки не уплачены, в связи с чем, Инспекция, выявив у налогоплательщика недоимку по ЕСН, а также несвоевременно уплаченные суммы платежей по налогу, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации произвела начисление пени, общая сумма которых составила 2885 руб.94 коп.

Указанную сумму пени Инспекция включила в требование №31364 «об уплате налога, сбора, пени, штрафа» по состоянию на 24.08.2010 направленное для исполнения ответчику 02.09.2010 согласно списку отправки заказной корреспонденции. Указанными требованиями ответчику было предложено уплатить сумму пени в срок до 13.09.2010 в добровольном порядке.

В указанный в требованиях срок сумма пени не была погашена Учреждением, налоговый орган, руководствуясь статьей 31, подпунктом 1 части 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика 2885 руб. 94 коп.

В обоснование заявления инспекция ссылается на факт наличия у ответчика недоимки по ЕСН, обоснованность начисления пени.

Ответчик по изложенным в отзыве доводам с заявлением инспекции не согласен, ссылаясь на отсутствие недоимки по ЕСН за 3,4 кварталы 2009 года, что подтверждается расчётными ведомостями по средствам социального страхования за 2009 год, поданными в Фонд социального страхования.

Фонд социального страхования - Архангельский филиал в письме №04 - 12/4 - 2995 от 24.05.2011 указывает на отсутствие у Учреждения задолженности перед фондом, более того, ссылается на наличие сложившейся задолженности исполнительного органа фонда перед Учреждением по состоянию на 01.01.2010 в размере 25440 руб. 74 коп.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Инспекции.

Дела о взыскании обязательных платежей и санкции рассматриваются судом с учётом особенностей, установленных главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» являлось плательщиком единого социального налога.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена статьёй 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) налоговым периодом по единому социальному налогу признаётся календарный год. Отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчётного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчётный период, определяется с учётом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 - го числа следующего месяца.

По итогам отчётного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчётного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчёта по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчётным периодом, в налоговый орган по форме, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачёту в счёт предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьёй 78 настоящего Кодекса.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени, которые согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20 - П, являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Согласно пункту 1 статьи 72 и пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме (пункты 3 и 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить ему требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признаётся письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 названной статьи).

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно пункту 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.

Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», налоговый орган в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени; дату, с которой они начисляются; ставку пеней, то есть данные, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности начисления пени.

Налоговый орган просит взыскать с ответчика пени по ЕСН, подлежащему зачислению в ФСС, в сумме 2885 руб. 94 коп., начисленные за период с 01.04.2010 по 01.08.2010 на сумму недоимки в размере 95114 руб. 03 коп..

При исследовании судом факта наличия указанной недоимки и правомерности начисления соответствующих пени установлено, что налогоплательщиком при представлении налоговых расчета и декларации по ЕСН за 9,12 месяцев 2009 года продекларированы к уплате суммы ЕСН в ФСС 60567 руб. по сроку уплаты 15.09.2009, 46196 руб. по сроку уплаты 16.11.2009, 14906 руб. по сроку уплаты 15.12.2009.

Из представленных Инспекцией акта сверки расчётов и выписки из лицевого счёта следует, что за ответчиком числится задолженность по налогам в сумме 95114 руб. 03 коп и задолженность по пени в общей сумме 90023 руб. 99 коп.

Согласно требования №31364 по состоянию на 24.08.2010 пени в сумме 2885 руб. 94 коп. по ЕСН в ФСС за 3,4 кварталы 2009 года начислены на недоимку в размере 60567 руб. по сроку уплаты 15.09.2009, 46196 руб. по сроку уплаты 16.11.2009, 14906 руб. по сроку уплаты 15.12.2009.

Из представленных же Инспекцией в материалы дела расчётов начисления пени следует, что сумма недоимки по ЕСН в ФСС составила 95114 руб. 03 коп. и на неё произведено начисление пени в сумме 2885 руб. 94.

Несмотря на определения суда от 15.03.2011, 05.05.2011 Инспекция не представила суду доказательств наличия у ответчика недоимки по ЕСН в ФСС за 3,4 кварталы 2009 года; не представила доказательств уплаты ответчиком суммы недоимки по ЕСН в ФСС за 3,4 квартал 2009 года, на которую произведено начисление взыскиваемых пени. Доказательств взыскания недоимки по ЕСН в ФСС за 3, 4 кварталы 2009 года в принудительном порядке Инспекцией суду не представлено. В предварительном судебном заседании представитель инспекции не смогла пояснить предпринимались ли Инспекцией меры к взысканию недоимки по ЕСН, на которую произведено начисление взыскиваемых пени.

Требование налогового органа об уплате налога и пени должно соответствовать пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и содержать необходимые сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщика. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» требование об уплате пеней одновременно с требованием об уплате налога направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка их принудительного взыскания. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени и процентная ставка пеней. Указанные данные позволяют налогоплательщику проверить обоснованность начисления пеней.

Начисление и взыскание Инспекцией пени за несвоевременную уплату налога, взыскание пени не может быть признано обоснованным и правомерным при отсутствии доказательств уплаты налога либо взыскания его в принудительном порядке путём направления требования и обращения в суд.

По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени являются одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов. Пени не могут быть взысканы, если налог не поступил в бюджетную систему и налоговым органом не приняты предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации меры к его взысканию и если возможность взыскания налога утрачена, поскольку в этом случае пени не могут выступать в качестве обеспечительной меры по исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Выставление требования об уплате пени означает для организаций начало применения налоговым органом мер принудительного характера, так как его направление является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате пени. Инспекцией суду не представлено доказательств направления ответчику требований с просьбой уплатить недоимку по ЕСН, на которую произведено начисление пени, не представлено доказательств уплаты ответчиком налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

В материалах дела имеются расчётные ведомости по средствам социального страхования за период - 2009 год, письмо Архангельского отделения фонда обязательного социального страхования 04 - 12/4 - 22995 от 24.05.2011, которыми подтверждается наличие задолженности у исполнительного органа Фонда перед Учреждением по состоянию на 01.01.2010 в размере 25440 руб. 74 коп., в том числе в части превышения расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного ЕСН в размере 15239 руб. 40 коп., в части переплаты по ЕСН в размере 10201 руб. 24 коп.

При таких обстоятельствах, при отсутствии обязанности Учреждения по уплате ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС за 3,4 кварталы 2009 года, отсутствуют основания для начисления пени и взыскания Инспекцией заявленных сумм пени.

В судебном заседании нашёл подтверждение факт выставления требования №31364 по состоянию на 24.08.2010 полномочным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством.

С учётом изложенного, основания для удовлетворения заявления Инспекции о взыскании пени в сумме 2885 руб. 94 коп. отсутствуют.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в удовлетворении заявления о взыскании с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением социально - экономических дисциплин», зарегистрированного Инспекцией ФНС России по г. Северодвинску Архангельской области за ОГРН 1022900838278, ИНН 2902040260, расположенного по адресу: 164500, г. Северодвинск Архангельской области, пр. Труда, д. 7 - Б, 2885 руб. 94 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования за 3,4 кварталы 2009 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-2082/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 02 июня 2011

Поиск в тексте