АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2008 года Дело N А05-13618/2008
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2008 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бабичева О. П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бабичевым О. П.,
рассмотрев 22 декабря 2008 года в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Племзавод «Организатор»
к Департаменту лесного комплекса Архангельской области
о признании незаконным бездействия органа государственной власти,
при участии в заседании представителей:
заявителя - Титок М. А. (по доверенности от 18.12.2008),
ответчика - Денисовой И.Н. (по доверенности от 14.02.2008 № 02 - 09 - 17/764),
установил:
закрытое акционерное общество «Племзавод «Организатор» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Архангельской области (далее - Департамент, ответчик) с требованием о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непереоформлении заключенного между государственным учреждением «Приморский сельский лесхоз» и Обществом договора от 06.07.2001 безвозмездного пользования участком лесного фонда общей площадью 1 733 га, расположенного в кварталах 1 - 12 колхоза «Организатор» Лайского лесничества Приморского сельского лесхоза на договор аренды указанного лесного участка. В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель также просит обязать ответчика в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переоформлении указанного выше договора от 06.07.2001 безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды указанного лесного участка. Также заявитель просит обязать ответчика в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по заключению с Обществом договора аренды лесного участка на основании указанного выше решения о переоформлении названного договора от 06.07.2001 безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды указанного лесного участка.
В судебном заседании представитель заявителя указанные выше требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик письменный отзыв на заявление не представил.
Представитель ответчика в судебном заседании требования Общества не признал.
Из материалов дела следует, что 06.07.2001 между государственным учреждением «Приморский сельский лесхоз» и Обществом заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда общей площадью 1 733 га, расположенного в кварталах 1 - 12 колхоза «Организатор» Лайского лесничества Приморского сельского лесхоза (далее - договор от 06.07.2001). Срок указанного договора, в соответствии с его разделом 8, установлен 49 лет со дня государственной регистрации названного договора. Договор от 06.07.2001 в установленном порядке прошел государственную регистрацию 14.09.2001, что подтверждается соответствующим штампом органа, осуществившего государственную регистрацию договора, проставленным на последнем листе договора.
01.11.2008 Общество направило в Департамент письмо, в котором просило привести договор от 06.07.2001 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Департамент на указанное выше письмо Общества дал ответ письмом от 17.10.2008 № 02 - 02 - 12/4795, в котором указал на то обстоятельство, что к заявлению Общества о приведении договора от 06.07.2001 в соответствии с ЛК РФ заявителем не были приложены все необходимые для рассмотрения названного заявления документы, и, в частности, отсутствовала выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки.
Впоследствии Общество заявлением от 05.12.2008 представило ответчику копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Это заявление передано в Департамент 09.12.2008, что подтверждается соответствующим штампом Департамента о принятии указанного заявления Общества.
На момент рассмотрения настоящего спора действий по приведению договора от 06.07.2008 в соответствие с ЛК РФ Департаментом не совершено.
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалами дела доказательствами и, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
По мнению заявителя, при изложенных выше фактических обстоятельствах дела, ответчик, на основании статьи 4 со ссылкой на положения статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 201 - ФЗ (далее - Федеральный закон № 201 - ФЗ), обязан принять решение о переоформлении договора от 06.07.2001 на договор аренды участка лесного фонда, являющегося объектом указанного договора, в также обязан совершить действия по заключению с Обществом договора аренды названного участка лесного фонда.
Полагая, что бездействие Департамента, выразившееся в непереоформлении договора от 06.07.2001, не основано на указанных нормах права и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к подведомственности арбитражного суда относятся споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных законоположений, ненормативный правовой акта или действие (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления могут быть признаны арбитражным судом незаконными лишь при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении настоящего спора суд пришел к выводу о том, что заявителем представлены доказательства несоответствия оспариваемого бездействия ответчика требованиям действующего законодательства, а также нарушения этим бездействием ответчика прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом № 201 - ФЗ с 1 января 2007 года введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200 - ФЗ (далее - ЛК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 4 и 6 статьи 4 Федерального закона № 201 - ФЗ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой Порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 (далее - Порядок) и действует с 02.12.2007. Этот Порядок в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 201 - ФЗ устанавливает процедуры приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.
Порядком, в частности, определено, что лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении) (пункты 2 и 3 Порядка). Пунктами 4 и 5 Порядка установлены требования к указанному заявлению перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению.
Так, пунктом 5 Порядка в том числе установлено, что к заявлению о переоформлении в случае подачи такого заявления юридически лицом, прилагаются выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки.
Как было указано выше, Департамент письмом от 17.10.2008 № 02 - 02 - 12/4795 указал Обществу на отсутствие в приложенных к заявлению о переоформлении договора от 06.07.2001 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки.
Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что к заявлению Общества о переоформлении договора от 06.07.2001, переданным в Департамент 01.11.2008, была приложена указанная выписка или удостоверенная в установленном порядке копия выписки сторонами при рассмотрении настоящего дела не представлено.
При этом суд учитывает, что из текста самого заявления Общества о переоформлении договора от 06.07.2001, поступившего в Департамент 01.11.2008, не следует, что к этому заявлению Обществом была приложена и передана в Департамент одновременно с заявлением выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия выписки.
Напротив, то обстоятельство, что 01.11.2008 (одновременно с заявлением о переоформлении договора от 06.07.2008) Общество выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенную в установленном порядке копию выписки в ответчику не представило, косвенно подтверждается упомянутым выше заявлением Общества от 05.12.2008 (передано в Департамент 09.12.2008), которым заявитель представил ответчику копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела заявителем не доказан тот факт, что обратившись 01.11.2008 в Департамент с заявлением о переоформлении договора от 06.07.2008 Общество приложило к заявлению о переоформлении указанного договора все необходимые документы, установленные пунктом 5 Порядка.
В данном случае суд отклоняет ссылку заявителя на письмо Департамента от 27.11.2008 № 02 - 02 - 12/5941, поскольку из буквального смысла слов и выражений, содержащихся в этом письме, не следует, что на момент изготовления названного письма (то 27.11.2008) у ответчика имелась выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества или удостоверенная в установленном порядке копия выписки. В названном письме Департамент указывает лишь на то, что в его распоряжении имеются договор от 06.07.2008 и прилагающиеся к нему (то есть договору) документы.
Более того, суд приходит к выводу о том, что все документы, которые согласно пункту 5 Порядка должны быть приложены к заявлению о переоформлении договора от 06.07.2001 были переданы заявителем в Департамент лишь 09.12.2008, то есть в день направления заявителем ответчику копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц письмом от 05.12.2008.
Таким образом, именно с этого момента (09.12.2008), по мнению суда, следует исчислять установленный пунктом 6 Порядка 30 - дневный срок на рассмотрение заявления Общества о переоформлении договора от 06.07.2008.
Из изложенного следует, что на момент рассмотрения настоящего спора установленный пунктом 6 Порядка срок на рассмотрение Департаментом заявления Общества о переоформлении договора от 06.07.2008 не истек.
Следовательно незаконного бездействия, связанного с нерассмотрением заявления Общества о переоформлении договора от 06.07.2008 Департаментом на момент обращения Общества в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле, и на момент вынесения настоящего решения, не допущено.
Требования заявителя, таким образом, удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья О. П. Бабичев
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка