АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2009 года  Дело N А05-18419/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 18 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.

при ведении протокола помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мирном Архангельской области

к муниципальному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад №8 «Золотой ключик»

о взыскании 3 372 руб. 83 коп.,

при участии в заседании представителей: не явились, извещены.

установил:

Ответчик просил уменьшить размер финансовой санкции по основаниям, изложенным в отзыве от 20.11.2009 и пояснениях от 04.12.2009.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.

Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 07.10.2002 межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №6 по Архангельской области за основным государственным регистрационным номером 1022901465487 и состоит на учете в пенсионном фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 039 - 028 - 011040).

В результате проведения документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, управлением выявлено несоответствие индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц в исходных индивидуальных сведениях за 2005 год, а именно: в отношении застрахованных лиц  Холодовой Т.Б. и Тарасовой С.В. страховой стаж за 2005 год был указан с кодом «28 - ПД» «педагогическая деятельность», при этом занимаемые работниками должности не относятся к должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.

Фондом был составлен акт № 12 от 28.05.2009, в котором указаны выявленные нарушения и ответчику предложено в срок до 15.06.2009 устранить допущенные нарушения (вручен представителю ответчика 28.05.2009).

После представления страхователем корректирующих индивидуальных сведений по результатам проверки фондом был составлен акт №148 от 14.07.2009, в котором указаны выявленные нарушения и ответчику предложено в десятидневный срок представить письменные возражения, а уведомлением от 16.07.2009 учреждению предложено явиться в пенсионный фонд 06.08.2009 в 10 час. 00 мин. на рассмотрение акта (направлены ответчику заказным письмом 16.07.2009).

07.08.2009 учреждение представило пояснения от 06.08.2009, где просило применить смягчающие вину обстоятельства и уменьшить размер штрафа.

По факту выявленного нарушения, пенсионным фондом 11.08.2009 вынесено решение № 148 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательное пенсионном страховании, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона, в виде штрафа в сумме 3 372 руб. 83 коп. (получено ответчиком 19.08.2009). На основании данного решения выставлено требование № 148 по состоянию на 26.08.2009 об уплате штрафных санкций, направленное ответчику 27.08.2009 согласно списку заказных писем с отметками органа почтовой связи.

Поскольку указанное требование ответчиком добровольно не исполнено, пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.

Ответчик факт предоставления недостоверных сведений не оспаривает, просил уменьшить размер взыскиваемой санкции.

Изучив представленные в материалы дела документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167 - ФЗ) Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Перечень представляемых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ, согласно которому страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу; дату увольнения; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Перечисленные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению». В частности,  сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица представляются по форме СЗВ - 4 - 1.

Из материалов дела следует, что указанные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ  сведения за 2005 год по форме СЗВ - 4 - 1 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» ответчик представил 26.02.2006, где в отношении Тарасовой С.В., занимающей должность социального педагога, и  Холодовой Т.Б., занимающей должность заместителя заведующего по учебно - воспитательной работе, в качестве основания для досрочного назначения трудовой пенсии указал код 28 - ПД «педагогическая деятельность».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должности социального педагога и заместителя заведующего по учебно - воспитательной работе не включены в Перечень, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Согласно статье 17 Федерального закона № 27 - ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт представления в пенсионный фонд недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 год.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что пенсионный фонд пропустил срок давности привлечения учреждения к ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 167 - ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом. Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определяющими, в числе прочего, срок давности привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Приведенная норма права связывает начало исчисления срока давности привлечения к ответственности с моментом совершения правонарушения, а не с моментом его обнаружения.

Пунктом 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» закреплено, что моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Из материалов дела следует, что учреждение привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений за 2005 год, предусмотренных статьей 11 Закона № 27 - ФЗ и необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что сведения, за недостоверность которых учреждение привлечено пенсионным фондом к ответственности в виде штрафа в размере 3 372 руб. 83 коп., представлены учреждением в управление 26.02.2006.

Представление недостоверных сведений зафиксировано в акте от 28.05.2009 № 12, решение о привлечении учреждения к ответственности № 148 вынесено 11.08.2009, то есть после истечения трехлетнего срока, предусмотренного статьей 113 НК РФ.

В силу пункта 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 216  Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка