АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2009 года  Дело N А05-18421/2009

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 года.

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 18 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.

при ведении протокола помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мирном Архангельской области

к муниципальному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад №8 «Золотой ключик»

о взыскании 4 865 руб. 28 коп.,

при участии в заседании представителей: не явились, извещены.

установил:

Ответчик просил уменьшить размер финансовой санкции по основаниям, изложенным в отзыве от 20.11.2009 и пояснениях от 04.12.2009.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению с учетом следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.

Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 07.10.2002 межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №6 по Архангельской области за основным государственным регистрационным номером 1022901465487 и состоит на учете в пенсионном фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 039 - 028 - 011040).

В результате проведения документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, управлением выявлено несоответствие индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц в исходных индивидуальных сведениях за 2007 год, а именно: в отношении застрахованных лиц  Холодовой Т.Б. и Тарасовой С.В. страховой стаж за 2007 год был указан с кодом «28 - ПД» «педагогическая деятельность», при этом занимаемые работниками должности не относятся к должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.

Фондом был составлен акт № 12 от 28.05.2009, в котором указаны выявленные нарушения и ответчику предложено в срок до 15.06.2009 устранить допущенные нарушения (вручен представителю ответчика 28.05.2009).

После представления страхователем корректирующих индивидуальных сведений по результатам проверки фондом был составлен акт №150 от 14.07.2009, в котором указаны выявленные нарушения и ответчику предложено в десятидневный срок представить письменные возражения, а уведомлением от 16.07.2009 учреждению предложено явиться в пенсионный фонд 06.08.2009 в 11 час. 00 мин. на рассмотрение акта (направлены ответчику заказным письмом 16.07.2009).

07.08.2009 учреждение представило пояснения от 06.08.2009, где просило применить смягчающие вину обстоятельства и уменьшить размер штрафа.

По факту выявленного нарушения, пенсионным фондом 11.08.2009 вынесено решение № 150 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона, в виде штрафа в сумме 4 865 руб. 28 коп. (получено ответчиком 19.08.2009). На основании данного решения выставлено требование № 150 по состоянию на 26.08.2009 об уплате штрафных санкций, направленное ответчику 27.08.2009 согласно списку заказных писем с отметками органа почтовой связи.

Поскольку указанное требование ответчиком добровольно не исполнено, пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.

Ответчик факт предоставления недостоверных сведений не оспаривает, просил уменьшить размер взыскиваемой санкции.

Изучив представленные в материалы дела документы, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению в связи со следующим.

Учреждение, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167 - ФЗ (далее - Закон № 167 - ФЗ) и статьи 1 Закона № 27 - ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из материалов дела, ответчик состоит на учете в пенсионном фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 039 - 0285 - 011040).

В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167 - ФЗ) Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Перечень представляемых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ, согласно которому страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу; дату увольнения; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Перечисленные сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 №192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению». В частности,  сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица представляются по форме СЗВ - 4 - 1.

Из материалов дела следует, что указанные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27 - ФЗ  сведения за 2007 год по форме СЗВ - 4 - 1 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» ответчик представил 04.02.2008, где в отношении Тарасовой С.В., занимающей должность социального педагога, и  Холодовой Т.Б., занимающей должность заместителя заведующего по учебно - воспитательной работе, в качестве основания для досрочного назначения трудовой пенсии указал код 28 - ПД «педагогическая деятельность».

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должности социального педагога и заместителя заведующего по учебно - воспитательной работе не включены в Перечень, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

Согласно статье 17 Федерального закона № 27 - ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт представления в пенсионный фонд недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

Вина ответчика в совершении правонарушения  подтверждается материалами дела: актами проверки №12 от 28.05.2009 и №150 от 14.07.2009, документами индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования по формам АДВ - 6 - 1, СЗВ - 4 - 1, СЗВ - 4 - 2, списком застрахованных лиц. Обстоятельств, исключающих ответственность, судом не установлено.

Исследовав материалы дела, суд находит привлечение ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27 - ФЗ  правомерным.

Вместе с тем, поскольку при вынесении решения пенсионным фондом не были приняты во внимание смягчающие вину обстоятельства, суд считает возможным уменьшить сумму указанной санкции, учитывая наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.

В соответствии со статьей 2 Закона № 167 - ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 и пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суд в качестве смягчающих ответственность правонарушителя может признать любые обстоятельства, при наличии которых размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при определении размера подлежащего взысканию штрафа суд обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11 - П «По делу о проверке конституционности отдельных положений закона РСФСР «Об основах налоговой службы РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции», санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.

В рассматриваемом случае учреждение просит суд принять во внимание такие обстоятельства, как совершение нарушения впервые, что ответчик является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета согласно утвержденной сметы, что учреждением надлежаще исполняются обязанности по предоставлению деклараций и отчетности, своевременно и в полном объеме уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд, что недостоверные сведения были указаны ошибочно, а также то, что отсутствуют вредные последствия для застрахованных лиц.

Учитывая принцип справедливости при назначении наказания и соразмерность последнего допущенному правонарушению, а также принимая во внимание приведенные  вышеуказанные обстоятельства, и что ответчик является бюджетным учреждением, суд считает возможным снизить размер взыскиваемых финансовых санкций с учреждения до  100 руб.

Исходя из изложенного, суд находит подлежащим взысканию с ответчика штраф в размере 100 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  государственная пошлина, от уплаты которой  в установленном порядке заявитель освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных  требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад №8  «Золотой ключик», зарегистрированного в качестве юридического лица 07.10.2002 межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №6 по Архангельской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022901465487, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. Ломоносова, д. 7, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации  100 руб. 00 коп. финансовой санкции.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад №8  «Золотой ключик», зарегистрированного в качестве юридического лица 07.10.2002 межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №6 по Архангельской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022901465487, находящегося по адресу: Архангельская область, г. Мирный, ул. Ломоносова, д. 7, в доход федерального бюджета 10 руб. 28 коп. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка