АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2008 года  Дело N А05-186/2008

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судьи Бекаровой Е.И.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело №АО5 - 186/2008

по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску

к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области

о  взыскании 87руб. 03коп

при участии в судебном заседании представителей сторон

от заявителя: Антоновой А.В.;

от ответчика: Земской Т.Д.;

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - заявитель, налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - ответчик, управление) 87руб. 03коп. пени за несвоевременную уплату единого социального налога за 1 квартал 2006 года, зачисляемого в федеральный бюджет, за период с 16.02.2007г. по 01.05.2007г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, уточнив при этом, что в исковом заявлении допущена опечатка в указании года возникновении недоимки со ЕСН - в заявлении указано за «1 квартал 2006 года», следовало указать «1 квартал 2007 года». Это же следует из расчёта суммы пеней, представленного одновременно с исковым заявлением. По данным лицевого счёта недоимки по налогу за ответчиком нет, платежи уплачивались вовремя.

Представитель ответчика иск не признал, ссылается на то, что им не было допущено  нарушения налогового законодательства, налог уплачен в срок, в связи с чем пени начислены неправомерно и необоснованно. По поводу наличия опечатки в заявлении ответчик возражений не высказал.

Довод представителя заявителя о технической ошибке при указания года возникновения недоимки по ЕСН признан судом обоснованным, так как факт технической ошибки в заявлении подтверждается при анализе в совокупности представленных к исковому заявлению документов.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено частью 1 статьи 213 АПК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Из системного анализа положений статей 45 - 47, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что взыскание налога и пеней с организаций, по общему правилу, осуществляется в бесспорном порядке путем обращения взыскания на денежные средства этих организаций, находящиеся на счетах в банках, или иное имущество организаций. Исключение из указанного правила составляют случаи взыскания налога и пеней с бюджетных организаций. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке. Указанное правило в силу пункта 8 статьи 45 НК РФ применяется и в отношении взыскания пеней.

В силу положений части 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Представленной заявителем выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области является государственным учреждением и зарегистрировано в качестве юридического лица 18.11.2004г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1042090042822.

Материалами дела подтверждается, что ответчик является бюджетным учреждением, у которого отсутствуют расчетные счета, а имеется лицевой счет получателя бюджетных средств.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы - непосредственное требование Конституции Российской Федерации, ее статьи 57, которое распространяется на всех налогоплательщиков. Указанное требование закреплено также в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Как установлено пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Материалами дела подтверждается, что ответчик в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ является плательщиком единого социального налога.

Как установлено пунктом 1 статьи 243 НК РФ, сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Из положений статьи 243 НК РФ также следует, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществлённых - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 - го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Проверив наличие оснований для взыскания с ответчика 87 руб. 03 коп. задолженности по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, суд пришел к следующим выводам.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога и авансовых платежей по налогу в силу положений статей 58 и 75 НК РФ является основанием для начисления пеней.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Как установлено пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как видно из представленного заявителем расчета пеней, пени в сумме 87 руб. 03 коп., которые заявитель просит взыскать с ответчика, начислены за несвоевременную уплату единого социального налога за 1 квартал 2007 года, зачисляемого в федеральный бюджет за период просрочки с 16.02.2007г. по 01.05.2007г. включительно.

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно выписке из лицевого счёта налогоплательщика, представленной в судебное заседание, задолженность по ЕСН за 3 месяца 2007 года, зачисляемому в федеральный бюджет, у ответчика отсутствовала. Поскольку обязанность по уплате указанного налога исполнена ответчиком своевременно и в полном объёме в соответствии с положениями пункта 2 статьи 45 НК РФ, у налоговой  инспекции отсутствовали правовые основания для начисления соответствующих пеней. Следовательно, пени по ЕСН в федеральный бюджет взысканию не подлежат.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 212 - 216  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о взыскании 87 руб. 03 коп. пени оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка