• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 03 февраля 2010 года  Дело N А05-18838/2009

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2010 года

Решение в полном объёме изготовлено 03 февраля 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску

к федеральному бюджетному учреждению "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"

о взыскании 173 руб. 86 коп. (с учетом уточнения размера заявленного требования).

В заседании суда приняли участие:

от заявителя - Попова Е.Ю. по доверенности от 24.12.2009,

от ответчика - не явился, извещен,

протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тропникова Е.А.

Суд установил следующее:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 849 руб., в том числе: 719 руб. 32 коп. пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, 129 руб. 68 коп. пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявила ходатайство о частичном отказе от заявленного требования в связи с тем, что ответчиком произведена уплата сумм пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 545 руб. 46 коп. и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов, в размере 129 руб. 68 коп., взыскиваемых по требованию №8783 от 14.04.2009. Представитель заявителя настаивает на заявленном требовании в размере 173 руб. 86 коп. пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (далее - ФБ).

Суд, руководствуясь пунктом 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает частичный отказ налогового органа от заявленного требования и в этой части прекращает производство по делу. Суд рассматривает по существу требование налогового органа о взыскании с ответчика 173 руб. 86 коп. пеней по налогу на прибыль в ФБ.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьей 156 и пунктом 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральное бюджетное учреждение "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" зарегистрировано в качестве юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, в Едином государственном реестре юридических лиц 22.07.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032902382336 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Архангельской области.

Как следует из материалов дела, учреждение, являясь плательщиком налога на прибыль, представило в инспекцию налоговые декларации по указанному налогу за 9 месяцев 2008 года, за 2008 год и 1 квартал 2009 года. Согласно представленным декларациям учреждение исчислило суммы налога к уплате, однако в установленный законодательством срок соответствующие суммы налогов не были уплачены.

За ответчиком числилась недоимка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, за 9 месяцев 2008 года в размере 15197 руб., по декларации за 2008 год в размере 8944 руб., по декларации за 1 квартал 2009 года в размере 4649 руб. Инспекция в заявлении в суд указала, что учреждение произвело уплату налогов, на которые были начислены пени, позднее установленного срока, а именно: за 9 месяцев 2008 года - 21.05.2009, за 2008 год - 26.05.2009, за 1 квартал 2009 года - 26.05.2009, соответственно пени начислены ответчику за период с 09.05.2009 по 26.05.2009.

В связи с тем, что в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик не произвёл уплату платежей, начисленных по налоговым декларациям, инспекция направила ему требование №29986 «об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.07.2009» с предложением уплатить пени по налогу на прибыль в ФБ в срок до 27.07.2009. Доказательство направления ответчику требования №29986 представлено налоговым органом в материалы дела.

Требование в установленный в нем срок не было исполнено учреждением, что наряду с тем обстоятельством, что ответчик является государственным учреждением, послужило основанием для обращения заявителя в суд с требованием о взыскании с ответчика сумм пеней по налогу на прибыль в ФБ в судебном порядке.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу, что заявленные инспекцией требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено статьей 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) РФ обязанность уплачивать законно установленные налоги закреплена в качестве основной обязанности налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. При этом, как предусмотрено пунктом 2 названной статьи, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как следует из пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 286 НК РФ ответчик, являясь бюджетным учреждением, обязан уплачивать налог по итогам отчетного периода. Как предусмотрено абзацем 2 пункта 1 статьи 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Последнее правило с учетом положений пункта 3 статьи 289 НК РФ, определяющего срок подачи налоговых деклараций за отчетный период, означает, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 №5, следует, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.

Поскольку в силу положений статьи 286 НК РФ авансовый платеж по налогу на прибыль исчисляется по итогам отчетного периода, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, то есть исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за данный отчетный период, то неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа по налогу на прибыль в установленный срок является основанием для начисления налогоплательщику пеней по правилам статьи 75 НК РФ.

Согласно статье 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (пункты 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ). В пункте 6 статьи 75 НК РФ указано, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Поскольку учреждение является бюджетной организацией и имеет только лицевой счет, то обращение инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании налогов и пеней является правомерным.

Из представленных инспекцией расчетов пеней видно, что пени в размере 173 руб. 86 коп. начислены за период с 09.05.2009 по 21.05.2009 и с 09.05.2009 по 26.05.2009 (по даты фактической уплаты налога) за несвоевременную уплату налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет.

Неисполнение ответчиком обязанности по своевременной уплате платежей по налогу на прибыль подтверждено материалами дела (данными налогового обязательства, представленными заявителем) и ответчиком не оспаривается. Наличие в период с 09.05.2009 по 26.05.2009 года задолженности по уплате налога является основанием для начисления пеней.

Как установлено пунктом 3 статьи 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Учитывая названные правила, суд приходит к выводу, что заявителем правомерно начислены ответчику пени в размере 173 руб. 86 коп.

Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, ответчик произвел уплату пеней в общей сумме 719 руб. 32 коп. по платежному поручению от 30.12.2009, однако не указал ни период, за который были уплачены пени, ни требование, в обоснование которого платеж был осуществлен. Вместе с тем, эта сумма пеней сложилась из двух требований №8783 от 14.04.2009 и №29986 от 07.07.2009. Ответчик просил своим письмом уточнить назначение платежа, однако фактически уплаченная ответчиком сумма пеней пошла в погашение задолженности по требованию №8783, что подтверждается письмом налогового органа от 19.01.2010 №10 - 13а/002135 о проведенном зачете уплаченных сумм в счет требования №8783 от 14.04.2009. Ответчик доказательства уплаты пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в ФБ, во взыскиваемом размере в материалы дела не представил. Таким образом, пени в размере 173 руб. 86 коп. подлежат судом взысканию с ответчика.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика, однако суд уменьшает ее размер до 50 рублей, учитывая статус ответчика - федерального учреждения, финансируемого из бюджета.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску от иска в части взыскания с федерального бюджетного учреждения "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" задолженности по пеням по налогу на прибыль в размере 675 руб. 14 коп. Производство по делу в этой части прекратить.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 22.07.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032902382336 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Архангельской области, расположенного по адресу: 163020, пр.Никольский, д.27; в доход соответствующего бюджета 173 руб. 86 коп. пеней по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения "Жилищно - коммунальное управление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 22.07.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032902382336 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Архангельской области, расположенного по адресу: 163020, пр.Никольский, д.27; в доход федерального бюджета 50 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-18838/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 03 февраля 2010

Поиск в тексте