• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2010 года  Дело N А05-19102/2009

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сметанина К.А., ведущего протокол судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Отделстрой»

к ответчикам: 1. государственному учреждению культуры «Архангельский областной краеведческий музей»; 2. Архангельской области в лице комитета по культуре Архангельской области; 3. Архангельской области в лице министерства образования, науки и культуры Архангельской области

о взыскании 1851 746 руб. 77 коп.

при участии представителей:

от истца: Чураков А.В. (доверенность от 10.01.2010),

от ответчиков: 1. Карельская С.И. (доверенность от 27.02.2010); 2. Охремчук В.П. (доверенность от 01.12.2009); 3. заявлено о рассмотрении в отсутствие (извещен 03.02.2010),

установил:

Открытое акционерное общество «Отделстрой» обратилось в арбитражный суд с иском к государственному учреждению культуры «Архангельский областной краеведческий музей» о взыскании 1851746 руб. 77 коп. задолженности по оплате выполненных работ. При недостаточности денежных средств у ответчика истец просил взыскать указанную сумму долга в порядке субсидиарной ответственности с Архангельской области в лице комитета по культуре Архангельской области за счет средств казны Архангельской области.

Определением суда от 01.02.2010 удовлетворено ходатайство истца о привлечении Архангельской области в лице министерства образования, науки и культуры Архангельской области в качестве соответчика.

Представитель истца поддержал заявленное требование в судебном заседании.

Ответчик государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей» (далее - Учреждение) подтвердил наличие задолженности в сумме 1851746 руб. 77 коп., при этом сослался на ненадлежащее финансирование и отсутствие необходимых средств для погашения долга.

Представитель комитета по культуре Архангельской области пояснил, что в данный момент комитет по культуре Архангельской области находится в стадии ликвидации не является главным распорядителем бюджетных средств.

Министерство образования, науки и культуры Архангельской области просило рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, в отзыве от 24.02.2010 с иском не согласилось, указав, что в связи с сокращением объемов финансирования Учреждение обязано было принять меры к изменению условий государственного контракта; срок оплаты не наступил, поскольку пунктом 3.3 контракта предусмотрена обязанность заказчика осуществить окончательный платеж не позднее 15 календарных дней с момента поступления денежных средств на его счет, а до настоящего времени денежные средства по спорному объекту не выделены.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между Учреждением (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен государственный контракт от 11.01.2009 № 01 - 01 - 01, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по устройству ливневой канализации по адресу: Набережная Северной Двины, дом 85/86, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.

Общая стоимость работ установлена пунктами 2.1 и 2.2 контракта и составляет 2900000 руб.

Выполненные работы оплачиваются заказчиком в строгом соответствии с объемами выделенных бюджетных ассигнований на данный объект и при поступлении денежных средств на его расчетный счет (пункт 3.1 контракта).

Согласно пункту 3.3 контракта окончательный расчет с подрядчиком за выполненные работы производится по предъявлению унифицированных форм КС - 2, КС - 3, согласованных заказчиком, и счета - фактуры от подрядчика после подписания акта сдачи сети ливневой канализации в эксплуатацию с устранением выявленных дефектов не позднее 15 календарных дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет заказчика по данному объекту.

Материалы дела свидетельствуют, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по контракту, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 18.05.2009 № 1 (форма № КС - 2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 18.05.2009 № 1 (форма № КС - 3) на сумму 1851746 руб. 77 коп. Указанные документы со стороны заказчика подписаны без замечаний.

Поскольку счет - фактура от 18.05.2009 № 306 на сумму 1851746 руб. 77 коп. не был оплачен Учреждением, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Согласно статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Пунктом 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.4 устава уполномоченным органом собственника в части закреплением за Учреждением государственного имущества выступает Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (собственник имущества), в части определения уставных задач - комитет по культуре Архангельской области (учредитель); Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет его учредитель.

В соответствии с п.п. «г» п. 2 распоряжения Правительства Архангельской области от 22.12.2009 № 362 - рп « О мерах по обеспечению бюджетного процесса в 2010 году» в ведение министерства образования, науки и культуры Архангельской области переходят государственные учреждения Архангельской области, подведомственные ликвидируемому комитету по культуре Архангельской области. Пунктом 3 названного распоряжения утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета на 2010 г. В Перечне главных распорядителей средств областного бюджета на 2010 год значится министерство образования, науки и культуры Архангельской области (код главы 075).

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Также обязанность нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) возложена пунктом 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств.

Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

Таким образом, при наличии доказательств выполнения истцом работ на сумму 1851 746 руб. 77 коп. и отсутствии доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате принятых работ иск о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в полном объеме за счет Учреждения. При недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по уплате задолженности и судебных расходов должен нести его собственник в лице главного распорядителя бюджетных средств, в данном случае это Архангельская область в лице министерства образования, науки и культуры Архангельской области.

Суд признает несостоятельной ссылку министерства образования, науки и культуры Архангельской области о том, что в нарушение пункта 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением не были приняты меры по изменению условий контракта в связи с прекращением финансирования социально - экономической целевой «Культура Русского Севера (2006 - 2009 годы». Об обратном свидетельствует письмо Учреждения в адрес истца от 30.04.2009 № 201 о необходимости заключения дополнительного соглашения по досрочному расторжению контракта и по оплате фактически выполненных работ. В соответствии с дополнительным соглашением от 30.04.2009 № 1 к государственному контракту от 11.01.2009 № 01 - 01 - 01 сторонами контракта были пересмотрены сроки выполнения работ и общая стоимость работ уменьшена до 1851 746 руб. 77 коп.

Лишена оснований и ссылка указанного ответчика на пункт 3.3 контракта.

Согласно данному пункту контракта оплата работ производится на основании акта приемки и справки по форме КС - 3 и счета - фактуры, полученных от подрядчика.

Наличие актов приемки выполненных работ формы № КС - 2 и справки формы № КС - 3 на взыскиваемую сумму, подписанных заказчиком без замечаний и претензий, а также счета - фактуры от 18.05.2009 № 306 свидетельствуют о том, что срок исполнения денежного обязательства по оплате работ наступил.

Условие о возможности оплаты выполненных работ только после поступления соответствующих денежных средств из бюджета не означает, до указанного события заказчик освобожден об обязательства по оплате работ. Данная формулировка позволяет применить к отношениям сторон правила статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку такое условие контракта может лишь свидетельствовать о том, что стороны не определили срок оплаты работ.

Таким образом, срок исполнения денежного обязательства с учетом соблюдения истцом требований пункта 3.3 контракта и положений статей 314, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации наступил.

Следует отметить, что в ходе рассмотрения дела не подтвердились сведения министерства образования, науки и культуры Архангельской области о переименовании Учреждения, поскольку на момент вынесения решения необходимые изменения в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены.

Оснований для удовлетворения исковых требований за счет комитета по культуре Архангельской области суд не установил.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с государственного учреждения культуры «Архангельский областной краеведческий музей» в пользу открытого акционерного общества «Отделстрой» задолженность в сумме 1851 746 руб. 77 коп., расходы по госпошлине в сумме 20758 руб. 73 коп.

При недостаточности у государственного учреждения культуры «Архангельский областной краеведческий музей» денежных средств взыскать задолженность в сумме 1851 746 руб. 77 коп. и расходы по госпошлине в сумме 20758 руб. 73 коп. с Архангельской области в лице министерства образования, науки и культуры Архангельской области за счет средств казны Архангельской области в пользу открытого акционерного общества «Отделстрой».

В удовлетворении исковых требований к ответчику - Архангельская область в лице комитета по культуре Архангельской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья Сметанин К.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-19102/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 27 февраля 2010

Поиск в тексте