• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2010 года  Дело N А05-1915/2010

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 апреля 2010 года дело по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Лео Лэнд»

о взыскании 49697 рублей 30 копеек,

представители сторон в судебное заседание не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лео Лэнд» (далее - общество) 49697 руб. 30 коп. финансовых санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г.

Общество отзыв по существу заявленного требования не представило.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ответчик в силу п.2 ч.2 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считается извещенным надлежащим образом. На основании п.2 ст.215 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей лиц, участвующих в деле.

Общество с ограниченной ответственностью «Лео Лэнд» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.07.2007, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072902003965.

Общество 05.02.2009 представило в Пенсионный фонд Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ - 11 за 2008г., согласно которой к уплате за 2008г. исчислено 289031 руб. страховых взносов на страховую часть и 208362 руб. на накопительную часть пенсии, и о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

20.10.2009 в Пенсионный фонд от налогового органа поступила декларация общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008г.

На основании данных налогового органа Пенсионный фонд установил, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г. представлены обществом недостоверные - в Ведомости уплаты страховых взносов (АДВ - 11) указано, что за расчётный период начислено 289031 руб. на страховую часть и 208362 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, тогда как согласно камерально проверенной декларации по страховым взносам обществом начислены страховые взносы в размере: 288791 руб. на страховую часть и 208182 руб. на накопительную часть пенсии. Таким образом, выявлено несоответствие начислений страховых взносов между АДВ - 11 и декларацией на обязательное пенсионное страхование за 2008г.

Результаты проверки Пенсионный фонд отразил в акте проверки от 17.11.2009 №16, в котором указал на выявленное нарушение, на возможность привлечения общества к ответственности на основании ст.17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 №27 - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27 - ФЗ), а также предложил обществу представить свои возражения по акту в течение 10 рабочих дней со дня получения акта. В акте указано время и место рассмотрения акта с учетом представленных обществом документов. Акт направлен обществу 18.11.2009, копия списка заказных писем и копия почтовой квитанции имеются в материалах дела. Общество письменных возражений не представило.

Рассмотрев материалы проверки, Пенсионный фонд 08.12.2009 принял решение №16 о привлечении общества к ответственности на основании ст.17 Закона №27 - ФЗ в виде взыскания 49697 руб. 30 коп. штрафа. Решение направлено обществу 10.12.2009, копия списка заказных писем и копия почтовой квитанции имеются в материалах дела. Требованием от 11.01.2010 обществу предложено уплатить 49697 руб. 30 коп. штрафа в добровольном порядке в срок до 28.01.2010. Требование направлено обществу 14.01.2010, копия списка заказных писем и копия почтовой квитанции имеются в материалах дела. Общество штраф не уплатило, решение о привлечении к ответственности не обжаловало, в связи с этим Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 49697 руб. 30 коп. штрафа в принудительном порядке.

Суд, рассмотрев материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Общество в соответствии со ст.1 Закона №27 - ФЗ является страхователем. В соответствии с п.2 ст.11 Закона №27 - ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в которых указывает: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско - правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско - правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно п.4 ст.11 Закона №27 - ФЗ сведения, предусмотренные п.2 и 2.1 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 №192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе «Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ - 11)». Таким образом, Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ - 11) является индивидуальными сведениями.

Представление недостоверных сведений влечет ответственность, предусмотренную абзацем третьим ст.17 Закона №27 - ФЗ - за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст.215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя; при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В акте проверки и в решении о привлечении к ответственности событие нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании указано как несоответствие начислений страховых взносов между АДВ - 11 и декларацией на ОПС за 2008г., в то же время Законом №27 - ФЗ такое несоответствие не установлено как событие нарушения пенсионного законодательства, влекущего ответственность, установленную абзацем третьим ст.17 Закона №27 - ФЗ.

Пунктом 1 ст.11 Закона №27 - ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета.

Из декларации общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует, что общество исчислило за 2008г. 289031 руб. страховых взносов на страховую часть и 208362 руб. на накопительную часть пенсии, в форме АДВ - 11 общество указало такие же данные - 289031 руб. на страховую часть и 208362 руб. на накопительную часть. Таким образом, представленные индивидуальные сведения соответствуют данным бухгалтерского учета общества.

Налоговый орган, проверив декларацию, установил, что страховые взносы исчислены неправильно, а именно страховых взносов на страховую часть должно было быть начислено меньше на 240 руб., а на накопительную часть меньше на 180 руб.

Однако, Законом №27 - ФЗ неправильное исчисление страховых взносов не установлено как событие нарушения пенсионного законодательства, влекущего ответственность, установленную абзацем третьим ст.17 Закона №27 - ФЗ.

Кроме того, как указывалось ранее, в соответствии с п.2 ст.11 Закона №27 - ФЗ дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Пенсионный фонд вменяет обществу несоответствие начисленных страховых взносов, тогда как у общества нет обязанности представлять сведения о начисленных страховых взносах за всех работающих у него лиц.

В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

Исходя из содержания положений ст.106 - 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения и отсутствие события налогового правонарушения в силу ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности.

Согласно п.3 ст.101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

В решении от 08.12.2009 №16 о привлечении к ответственности, в нарушение п.3 ст.101 НК РФ не изложены обстоятельства совершения правонарушения, а именно, не указано, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем их недостоверность, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и виновности его в совершении правонарушения, не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения. Также данные обстоятельства не следуют из акта проверки от 17.11.2009 № 16.

В п.16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Решение о привлечении общества к ответственности не содержит расчета суммы взыскиваемого штрафа от суммы платежей в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.

Определением от 25.02.2010 суд предложил Пенсионному фонду представить доказательства того, что недостоверные сведения представлены обо всех застрахованных лицах.

Пенсионный фонд пояснил начисление штрафа от общей суммы страховых взносов тем, что общество не представило корректирующие сведения. То есть Пенсионный фонд признал, что не установил, в отношении кого из застрахованных лиц представлены недостоверные сведения.

При таких обстоятельствах Пенсионный фонд не доказал наличие в действиях общества события вмененного нарушения, а также не доказал правильность расчёта суммы штрафа по размеру, поэтому оснований для взыскания с общества 49697 руб. 30 коп. штрафа нет, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявленного требования.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья С.В. Козьмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-1915/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 05 апреля 2010

Поиск в тексте