АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2009 года  Дело N А05-1918/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2009 года.

г. Архангельск     Дело № А05 - 1918/2009

24 апреля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дурновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2009 года дело по заявлению открытого акционерного общества «СДМУ Спецмашмонтаж»

к  инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области

о признании недействительным решения № 25353 от 19.12.2008 в части,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Масловой И.В.,

от ответчика - Кирина А.Г.,

установил:

открытое акционерное общество «СДМУ Спецмашмонтаж»  (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области  (далее - инспекция) № 25353 от 19.12.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в части взыскания сумм пени за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 125,11 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в размере 1,79 руб., ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в размере 7763,02 руб. (заявленное требование указано с учетом его уточнения 21.04.2009).

Инспекция представила расчёты пеней и доказательства наличия задолженности, на которую начислены взыскиваемые пени.

Открытое акционерное общество «СДМУ Спецмашмонтаж» зарегистрировано в статусе юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022900840808.

Рассмотрев требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.10.2008, инспекция установила, что срок исполнения обязанности по уплате пеней, установленный в требовании, истёк, в связи с этим 19.12.2008 приняла решение № 25353 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств общества на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании от 29.10.2008 № 74068, в размере неуплаченных 47234 руб. налогов и 11047,64 руб. пеней, всего 58281,64 руб.

Общество не согласно с решением № 25353 от 19.12.2008 в части взыскания сумм пени за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 125,11 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в размере 1,79 руб., ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в размере 7763,02 руб., при этом ссылается на отсутствие у него фактической обязанности по уплате пени в этих суммах. Расчеты пеней представлены в материалы дела.

Указанное решение № 25353 от 19.12.2008 оспаривается обществом в рамках данного дела в части взыскания сумм пени за несвоевременную уплату: ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 125,11 руб., ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в размере 1,79 руб., ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в размере 7763,02 руб.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что заявленное требование с учетом его уточнения от 21.04.2009 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В абзаце 3 п.1 ст.45 НК РФ указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1, 2 и 9 ст.46 НК РФ в случаях неуплаты или неполной уплаты налога (пеней) в установленный срок обязанность по уплате налога (пеней) исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога (пеней) производится по решению налогового органа.

Пунктом 3 ст.46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев  после истечения указанного срока.

В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном статьями 46 - 48 НК РФ.

Таким образом, взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.

Согласно ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из приведенных норм следует, что при рассмотрении настоящего дела налоговый орган должен доказать не только правомерность принятия оспариваемого решения, но и соблюдение всей процедуры принудительного взыскания, установленной НК РФ, наличие фактической обязанности у общества по уплате пеней, взыскиваемых оспариваемым решением.

Стороны представили в материалы дела расчёты пеней. Суд находит пени, указанные в расчёте общества, соответствующими фактической обязанности общества по уплате пени за просрочку уплаты задолженности по ЕСН.

Пени за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, составляют 315,46 руб. Разногласий по данному расчёту нет, разница получается при округлении.

Пени за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составляют 121,91 руб. Налоговый орган не доказал наличие недоимки 236577 руб. по камеральной проверке, на которую начислены пени.

Пени за просрочку уплаты ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, составляют 2720,35 руб. Налоговый орган необоснованно исчислил пени с 11.08.2008, поскольку период начислении пени на задолженности по ЕСН в предыдущем требовании № 73497 об уплате пени по ЕСН, закончился 17.08.2008; в пенеобразующую недоимку налоговый орган включил задолженность, которая на начало начисления пени фактически уплачена и отражена налоговым органом в данных налогового обязательства по ЕСН; 16696,00 руб.  уплачено обществом 16.09.2008, поэтому нет оснований для начисления пени с 16.09.2008 по 27.10.2008.

Налоговый орган расчёты общества не оспаривает.

Нарушений порядка принятия оспариваемого решения суд не установил.

При таких обстоятельствах заявленное требование с учётом его уточнения от 21.04.2009 подлежит удовлетворению.

Определением от 19.02.2009 суд удовлетворил ходатайство общества о предоставлении отсрочки по уплате 2000 руб. государственной пошлины. Заявленные обществом требования удовлетворены, поэтому госпошлина должна быть взыскана с другой стороны, участвующей в деле.

Однако, в силу подп.1.1 п.1 ст.333.37. НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями  110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области № 25353 от 19.12.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «СДМУ Спецмашмонтаж», в части взыскания суммы пени за несвоевременную уплату: единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 125,11 рублей, единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, в размере 1,79 рублей, единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, в размере 7763,02 рублей, как не соответствующее статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «СДМУ Спецмашмонтаж» в установленном законом порядке.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка