АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2010 года  Дело N А05-22075/2009

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуальному предпринимателю Уколову Евгению Михайловичу

о взыскании 542  руб. 46 коп. (с учетом уменьшения заявителем)

при участии в заседании представителей:

от заявителя - не явился, извещен 19.02.2010,

от ответчика - не явился, извещен 21.02.2010,

установил:

Лица, участвующие в деле, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учетом положений части 3 статьи 156, статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Уколов Е.М. зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 02.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску за основным государственным регистрационным номером 305290115300051 и как работодатель производит выплаты в пользу физических лиц.

09.11.2009 Управление направило ответчику требование № 238710 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем - страхователем по состоянию на 06.11.2009, в соответствии с которым в срок до 21.11.2009 предлагалось уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2009 года и соответствующие пени в размере 17 789 руб. 76 коп. (9 529 руб. 08 коп. на страховую часть трудовой пенсии и 636 руб. 37 коп. начисленных на них пеней; 7 147 руб. 00 коп. на накопительную часть трудовой пенсии и 477 руб. 31 коп. начисленных на них пеней).

Указанная в требовании сумма страховых взносов и соответствующие пени ответчиком в добровольном порядке уплачены не были, в связи с чем Управление с учетом положений пункта 4 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.01.2010, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Уменьшение размера заявленных требований с учетом положений части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Ответчик отзыв на заявленные требования не представил, направил в суд копии платежных поручений, свидетельствующих об уплате взыскиваемой задолженности в полном объеме.

Проанализировав заявление Управления и представленные письменные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются и регулируются нормами Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167 - ФЗ).

Ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, то есть лицом, производящим выплаты в пользу физических лиц (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167 - ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 167 - ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно положениям пунктов 2 и 6 статьи 24 Федерального закона № 167 - ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20 - го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган, кроме того, страхователь представляет декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (год). При этом разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю. Под расчетным периодом понимается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 1 статьи 23 Федерального закона № 167 - ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010).

Следовательно, ответчику необходимо было уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2009 года - не позднее 13 мая 2009 года, за полугодие 2009 года - не позднее 11 августа 2009 года (с учетом положений пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

По данным реестра учета платежей ответчика по состоянию на 04 марта 2010 года страховые взносы за указанные периоды в срок уплачены не были.

Статьей 26 Федерального закона № 167 - ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, установлена обязанность страхователя, нарушившего сроки уплаты страховых взносов, выплатить пени, начисленные за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», разъяснил, что, в отличие от регулирования, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном страховании) не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пункт 1 статьи 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации). Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате  страховых взносов.

Сумма пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал и полугодие 2009 года в соответствии с расчетом заявителя за период просрочки с 12 августа по 06 ноября 2009 года (дата, по состоянию на которую выставлено требование № 238710) составляет 1 113 руб. 68 коп., в том числе: 636 руб. 37 коп. - на страховую часть и 477 руб. 31 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии.

При этом заявителем учтено, что задолженность по страховым взносам за I квартал 2009 года и соответствующие пени за период по 211.08.2009 были взысканы с ответчика решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2009 по делу № А05 - 14995/2009.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

При этом кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В пункте 4 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень случаев, при которых налог не признается уплаченным. К таким случаям, в том числе, относятся неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные этой статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Из материалов дела (копия платежного поручения от 04.03.2010 № 522) видно, что ответчик выполнил условия, при соблюдении которых пени считаются уплаченными: уплата пеней произведена платежным поручением с расчетного счета при наличии достаточного денежного остатка на этом счете и с указанием основания платежа «Пени на страховую часть трудовой пенсии за I квартал 2009 года». Номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя указаны верно, что заявителем не оспаривается.

При этом факт указания ответчиком в платежном поручении неверного КБК (пени, на накопительную часть трудовой пенсии) не имеет значения, поскольку согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, денежные средства от ответчика поступили в бюджетную систему Российской Федерации, что не опровергается заявителем.

Следовательно, у суда отсутствуют правовые основания считать взыскиваемые пени неуплаченными.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о взыскании с Уколова Евгения Михайловича, 23 марта 1977 года рождения, уроженца г. Архангельска, зарегистрированного в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 02.06.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску за основным государственным регистрационным номером 305290115300051, проживающего по адресу: 163009, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Осипенко, д. 7, кв. 16, пеней в размере 542 руб. 46 коп. отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка