• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 04 августа 2008 года  Дело N А05-6369/2008

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2008 года

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2008 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Дмитревской А.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз «Красное Знамя»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании недействительными решения от 28.05.2008 № 107 и требования от 01.07.2008 № 16164

с участием представителей сторон:

заявителя - Черноудова И.В., Потеряшин А.А.

ответчика - не явился

установил: СПК РК «Красное Знамя» (далее - заявитель, Колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и НАО от 28.05.2008 № 107 (исх. № 10 - 10/107 от 02.06.2008) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования № 16164 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.07.2008.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование.

Ответчик извещён судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

В отзыве налоговый орган ссылается на то, что изменения в главу 25.1 НК РФ, внесённые Федеральным законом от 29.11.2007 № 285 - ФЗ, вступают в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона; Закон был опубликован в «Российской газете» 05.12.2007, поэтому новые ставки сбора применяются с 5 января 2008; поскольку и дата выдачи разрешений (25.12.2007), и дата начала срока действия разрешений (01.01.2008) ранее даты вступления в силу изменений в главу 25.1 НК РФ, то и исчисление сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов должно производиться без учёта внесённых данным Законом изменений в статью 333.3 НК РФ, т.е. с учётом годового объёма промышленных квот, выделенного Колхозу в 2001 году.

Инспекция считает, что колхоз имеет право применять пониженную ставку при исчислении сбора по разрешениям ПР - 080018 и ПР - 080021 на 739,33 т трески и 122,39 т пикши; данными разрешениями колхозу выделены квоты на вылов 752 т трески и 265,71 т пикши, т.е. произошло превышение выданного количества квот над количеством промышленных квот, выделенных в 2001 году.

Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

В соответствии с выданными заявителю разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов № ПМ - 080018 № ПМ - 080021 от 25.12.2007 (вид рыболовства - промышленное) Колхозу выделены квоты на вылов 752 тонн трески и 265,71 тонн пикши (по 376 тонн трески и 132,855 тонн пикши по каждому разрешению), указан срок добычи (вылова) - 01.01.2008 - 28.02.2008.

22.01.2008 заявителем представлены в налоговый орган уточнённые сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов за 2007 год.

Налоговым органом проведена камеральная проверка данных сведений, составлен акт № 154 от 21.04.2008.

Проверкой доначислен сбор в сумме 480224 руб. в результате занижения налоговых ставок (с учётом промышленных квот 2001 года).

В акте налоговый орган указал, что на основании п.7 ст.333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включённых в перечень, утверждаемый Правительством РФ, устанавливаются в размере 15 % ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объёма промышленных квот, не превышающего годового объёма промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.

На основании п.2 ст.333.4 главы 25.1 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 НК РФ как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Федеральным законом от 29.11.2007 № 285 - ФЗ в главу 25.1 НК РФ внесены следующие изменения:

- при исчислении сбора применяется ставка, установленная на дату начала срока действия разрешения (статья 333.4 НК РФ),

- убраны ограничения в отношении объёма промышленных квот, не превышающего годового объёма промышленных квот, выделенного организациям на бесплатной основе в 2001 году (п.7 ст.333.3 НК РФ).

В статье 2 данного Федерального закона от 29.11.2007 № 285 - ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Названный закон был опубликован в «Российской газете» 05.12.2007, поэтому, по мнению инспекции, новые ставки сбора применяются с 5 января 2008 года.

По разрешениям ПР - 080018 и ПР - 080021, выданным 25.12.2007, срок добычи (вылова) - 01.01.2008 - 28.02.2008. Поскольку и дата выдачи разрешения, и дата начала срока действия разрешения ранее даты вступления в силу изменений в главу 25.1 НК РФ, то и исчисление сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов должно производиться без учёта внесённых Федеральным законом № 285 - ФЗ изменений в статью 333.3 НК РФ, т.е. с учётом годового объёма промышленных квот, выделенного Колхозу в 2001 году.

Промышленные квоты на 2001 год по треске и пикше были утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31.07.2001 года № 234 «Об утверждении промышленных квот на вылов (добычу) трески и пикши на 2001 год по предприятиям в Северном промысловом бассейне».

На основании данного Приказа в 2001 году Рыболовецкому колхозу «Красное знамя» с пометкой «(совместная деятельность РК «Красное знамя», РК «Заря», РК «имени Калинина», РК «имени Ленина», РК «имени 40 лет Октября», СПК РК «Золотица»)» выделено 4085,12 т трески и 734,36 т пикши.

Вышеперечисленными рыболовецкими колхозами 15.05.1998 года был заключен договор простого товарищества (по совместной деятельности), на основании пункта 1.6 которого участники договора простого товарищества объединяют квоты на добычу рыбы для обеспечения совместной деятельности.

Согласно статье 1042 ГК РФ вклады товарищей в совместную деятельность предполагаются равными, то каждый рыболовецкий колхоз обладал правом на долю размером 1/6 доли в общем объёме выделенных квот.

Доля Рыболовецкого колхоза «Красное знамя» составляет 739,33 т трески и 122,39 т пикши, то есть на это количество квот Колхоз имеет право применять пониженную ставку при исчислении сбора по данным разрешениям.

В ходе камеральной налоговой проверки РК «Красное знамя» доначислен сбор в сумме 480224 руб. в результате занижения налоговых ставок (с учетом промышленных квот 2001 года).

Решением Инспекции от 28.05.2008 № 107 Заявитель привлечён к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 69623 руб. за неуплату сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Данным решением заявителю предложено уплатить недоимку по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 480224 руб.

На основании названного решения заявителю направлено требование № 16164 от 01.07.2008 об уплате 480224 руб. сбора и 69623 руб. штрафа.

Заявитель не согласен с доначислением сбора и привлечением к налоговой ответственности, считает, что правила применения льготных ставок сбора применяются, начиная с 01 января 2008 года, т.е. имеют обратную силу, что отражено в тексте пункта 2 ФЗ № 285 - ФЗ о вступлении закона в силу с 01 января 2008 г.; ссылается на письмо Минфина РФ от 04.12 2007 № 03 - 06 - 05 - 03/21.

Заявитель ссылается на то, что при вынесении оспариваемого решения, налоговым органом не применены положения, установленные пунктом 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов); в данном случае имеется неясность с началом срока действия Федерального закона № 285 - ФЗ; поскольку такая неясность не может быть устранена, то она должна быть истолкована в пользу плательщика сборов, т.е. должно быть признано его право применять пониженную ставку сбора с 01.01.2008 г. в отношении всего объема квоты 2008 г. без ограничений, установленных ранее.

Суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании Постановления Правительства РФ от 03.09.2004 № 452 Рыболовецкий колхоз «Красное Знамя» включён в «Перечень градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов».

Разрешения на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) выдаются на основании приказов Госкомрыболовства РФ, определяющие объем ВБР, которые разрешены к вылову в размерах, не превышающих размеров квот, выделенных плательщику сбора.

Квоты представляют собой предельные размеры объема вылова (добычи) водных биоресурсов, т.е. закрепленную норму их добычи.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», квоты распределяются ежегодно.

Срок действия разрешения, установлен в самом разрешении. В данном случае, в разрешениях №№ ПР - 080018 и ПР - 080021 установлен срок добычи (вылова) - с 01.01.2008 г.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении определенных видов рыболовства. При этом в соответствии с п.3 ст. 35 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в разрешении обязательно должны содержаться сведения о квотах добычи водных биологических ресурсов.

Разрешения, по которым налоговым органом доначислена сумма сбора по оспариваемому решению, выданы на основании Приказа Государственного комитета РФ по рыболовству от 13.12.2007г. № 51, которым было осуществлено распределение квот на 2008 год.

Разрешения №№ ПР - 080018 и ПР - 080021 действовали до 28.02.2008, что следует из текста разрешений.

Согласно п.7 ст.333.3 НК РФ (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.11.2007 № 285 - ФЗ) ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо - и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включённых в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 % ставок, предусмотренных пунктами 4 и 5 ст.333.3 НК РФ.

В статье 2 Федерального закона от 29.11.2007 № 285 - ФЗ указано, что данный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Федеральный закон № 285 - ФЗ был опубликован в «Российской газете» 05 декабря 2007 года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п.4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Суд согласен с доводом заявителя о то, что в данном случае, норма Федерального закона № 285 - ФЗ улучшает положение плательщиков сборов, так как расширен круг организаций, которые вправе уплачивать сборы за добычу водных биоресурсов по льготным ставкам (15 процентов от общих ставок), которые применяются в отношении всех добываемых водных биоресурсов, а не в пределах объема промышленных квот, выделенного организациям на бесплатной основе в 2001г., следовательно, правила применения льготных ставок сбора применяются, начиная с 01 января 2008 года, т.е. имеют обратную силу, что отражено в пункте 2 Федерального закона № 285 - ФЗ о вступлении закона в силу с 01 января 2008 г.

Суд считает, что при вынесении оспариваемого решения налоговым органом неправомерно не применены положения, установленные пунктом 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В данном случае, имеется неясность с началом срока действия Федерального закона № 285 - ФЗ, и поскольку такая неясность не может быть устранена, то она должна быть истолкована в пользу плательщика сборов, т.е. должно быть признано его право применять пониженную ставку сбора с 01.01.2008 г. в отношении всего объема квоты 2008 г. без ограничений, установленных ранее.

В письме Министерства Финансов РФ от 04.12.2007 № 03 - 06 - 05 - 03/21 также указано, что с 1 января 2008 года ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 15 % ставок, предусмотренных ст.333.3 НК РФ.

На основании изложенного, суд не согласен с доводом инспекции о том, что поскольку и дата выдачи разрешений (25.12.2007), и дата начала срока действия разрешений (01.01.2008) ранее даты вступления в силу изменений в главу 25.1 НК РФ, то и исчисление сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов должно производиться без учёта внесённых данным Законом изменений в статью 333.3 НК РФ, т.е. с учётом годового объёма промышленных квот, выделенного Колхозу в 2001 году.

Кроме того, в предварительном судебном заседании представитель инспекции на вопрос заявителя пояснил, что если бы разрешения на добычу (вылов) были получены 05 января 2008, то сбор не был бы доначислен.

Заявителем было уплачено 4000 рублей государственной пошлины по требованиям об оспаривании решения и требования, а также 1000 руб. за рассмотрение заявления об обеспечении иска. По результатам рассмотрения дела в соответствии с ч.3 ст.110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу заявителя 5000 руб. государственной пошлины.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительными, принятыми в нарушение Налогового кодекса РФ, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 28.05.2008 № 107 и требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 16164 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.07.2008.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз «Красное Знамя» 5000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области, в течение месяца после принятия настоящего решения.

Судья А.А. Дмитревская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-6369/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 04 августа 2008

Поиск в тексте