• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2009 года  Дело N А05-8833/2009

Резолютивная часть решения объявлена, полный текст решения изготовлен 15 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Архангельской области

в составе: председательствующего судьи Куницыной Л. Л.

при ведении протокола судьёй Куницыной Л. Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северной железной дороги - Архангельское отделение

к ответчику открытому акционерному обществу «Архбум»

о взыскании 58 000 руб.

при участии представителей сторон:

от истца - Мишуковой Е. А. по доверенности от 12.12.2006,

от ответчика - не явился, извещён,

установил: истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика штрафа в размере 58 000 руб. за задержку вагонов, начисленного в соответствии со ст. 99 Федерального Закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по следующим ведомостям подачи и уборки вагонов: №№ 051329, 051331, 051338, 052350, 052361, 052365, 052366, 052367.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени его проведения извещён надлежащим образом, отзыв на иск не представил. Спор рассмотрен в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителя истца, суд установил следующее.

01 ноября 2007 г. между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Архбум» был заключён договор № 5 - 98 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования ОАО «Архбум» по ст. Исакогорка Сев. ж. д. (далее - договор). Подъездной путь обслуживанием локомотивом владельца железнодорожного подъездного пути (далее - владельца).

Подача вагонов на железнодорожный подъездной путь и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению.

Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути установлен равным 9 час. 55 мин. (24 час. + 9 час. 55 мин.), как указано в параграфе 8 договора в редакции дополнительного соглашения № 2 от 24.09.2007.

На основании указанного договора железная дорога осуществляла подачу и уборку вагонов ОАО «Архбум», что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов.

При этом на основании ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ) дорогой ответчику был начислен штраф в сумме 58 000 руб.

Однако от добровольной оплаты штрафа ответчик отказался, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

ОАО «Архбум» возражения на иск не представило.

Удовлетворяя иск, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 62 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

Согласно ст. 99 УЖТ в этом случае подлежат уплате штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 100 УЖТ предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.

Как указано в п. 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 43 (далее - Правила оформления и взыскания штрафов) расчёт указанных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика, с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами и размера штрафов.

В соответствии со ст. 57 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о #G0бстоятельства дела, которые согласно закону или иным нормативным правовым актам должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.

Таким образом, судом установлено, что надлежащим доказательством оснований для взыскания штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов по ст. ст. 62, 99 УЖТ могут являться только ведомости подачи и уборки вагонов, составленные в соответствии с Правилами на основании памяток приемосдатчика.

Ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приемосдатчика представлены истцом в материалы дела.

В связи с этим суд считает требования истца обоснованными по праву и по размеру.

При этом суд считает, что размер заявленной истцом неустойки является соразмерным последствиям нарушения обязательства ответчиком.

При этом суд учитывает, что механизм начисления штрафа учитывает период задержки, поскольку устанавливает его размер именно в расчете за каждый час простоя каждого вагона, то есть напрямую зависит от периода задержки и количества вагонов.

Установленный законом размер штрафа 0,2 минимального размера оплаты труда за часовой простой вагона суд не считает чрезмерно высоким.

Кроме того, следует отметить, что в данном случае речь идет о штрафных санкциях, носящих не только компенсационный, но и предупредительный характер.

Задержка вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД», под грузовыми операциями, ведёт не только к факту неосновательного пользования вагонами владельцем подъездного пути, но и к таким последствиям для перевозчика, как исключение этих вагонов из грузооборота и, как следствие, лишение перевозчика возможности получения с грузоотправителей провозной платы за перевозку грузов в этих вагонах.

Кроме того, перевозчик лишён возможности использовать указанные вагоны для получения прибыли и другими путями, например путем передачи их в аренду.

В связи с изложенным требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

При подаче иска истец заявил о зачёте госпошлины в сумме 2 240 руб., ранее уплаченной по иску к ОАО «Росжелдорстрой» платёжным поручением от 25.06.2008 № 582385. Суд произвёл зачёт госпошлины в указанной сумме, в связи с чем и на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в этой части по делу относятся на ответчика.

Учитывая, что платёжным поручением 25.06.2008 № 582385 была уплачена госпошлина в сумме 7 400 руб., подлежащая возврату согласно справке суда от 03.02.2009 № 02 - 10/16, суд возвращает истцу из бюджета госпошлину в сумме 5 160 руб. (7 400 руб. - 2 240 руб.).

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 156, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с открытого акционерного общества «Архбум» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 58 000 руб. штрафа, 2 240 руб. расходов по госпошлине.

Выдать открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» справку на возврат из бюджета 5160 руб. госпошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья Л. Л. Куницына

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-8833/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 15 сентября 2009

Поиск в тексте