АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 2011 года  Дело N А05-7683/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 11 октября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Проектстрой» (ОГРН 1057748693309)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696),

третьи лица:

- Государственное учреждение здравоохранения «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» (ОГРН 1022900537648);

- Агентство государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области (ОГРН 1082901013580);

- Закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (ОГРН 1027707000441),

о признании недействительным решения № 04-05/4360 от 20.07.2011 по делу № 126оз-11,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился,

от ответчика – Короткова И.Ю. (доверенность № 04-07/4482 от 01.08.2011),

от Государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» – Охремчук В.П. (доверенность № 02-03/1543 от 05.09.2011),

от Агентства государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области – Шантурина Г.О. (доверенность от 11.01.2011),

от Закрытого акционерного общества «Сбербанк-АСТ» – не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Проектстрой» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 26.07.2011 о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области № 04-05/4360 от 20.07.2011 по делу № 126оз-11, которым признана необоснованной жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Проектстрой» на действия заказчика – ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова», уполномоченного органа.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.

Закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» в судебное заседание не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель Агентства государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель Государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном мнении и отзыве на заявление.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189 (с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 43) на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 13 июля 2011 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Проектстрой» на действия Заказчика – ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова», Уполномоченного органа – Агентство государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области при размещении на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, патологии новорожденных (лечебный корпус № 2 в ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова») (Извещение № 0124200000611000574).

По мнению подателя жалобы, документация об открытом аукционе в электронной форме, размещённая на официальном сайте и утверждённая Уполномоченным органом и Заказчиком, содержит нарушения Федерального закона «О размещении заказов», которые выражаются в нарушении части 1 статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов» в совокупности с частью 3 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов», а именно: при указании в документации об аукционе на товарные знаки, они не сопровождаются словами «или эквивалент».

По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ Управлением вынесено Решение № 04-05/4360 от 20.07.2011 по делу № 126оз-11 о признании жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Проектстрой» необоснованной.

При вынесении решения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области руководствовалось следующим. Взаимодействие Уполномоченного органа и государственных заказчиков Архангельской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Администрации Архангельской области от 31 октября 2008 года № 244-па/38 «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно Постановлению № 244-па/38 заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на организацию размещения заказа. На основании пункта 7 примечания указанного постановления сведения, указанные в заявке Заказчика, являются исчерпывающими и изменению и дополнению агентством не подлежат. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об аукционе и организует размещение заказа.

В Уполномоченный орган 20.06.2011 поступила заявка от Заказчика – ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова» на организацию размещения заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, патологии новорожденных. Лечебный корпус № 2 в ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова».

В связи с тем, что указанная заявка соответствовала требованиям Постановления № 244-па/38 и Закона о размещении заказов, Уполномоченным органом на основании представленных Заказчиком документов подготовлена документация об аукционе на право заключения государственного контракта.

Документация об открытом аукционе в электронной форме подписана руководителем Агентства государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области Б.Н. Бубякиным 20 июня 2011 года.

21 июня 2011 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено Извещение № 0124200000611000574 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, патологии новорожденных. Лечебный корпус № 2 в ГУЗ «Архангельская областная детская клиническая больница имени П.Г. Выжлецова». Оператор электронной площадки – Закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ». Начальная (максимальная) цена контракта – 113 227 850 рублей.

Заказчик разделом 7 «Объёмы выполнения работ и требования к используемым при выполнении работ материалов (товаров)» документации об открытом аукционе в электронной форме установил требование к использованию при производстве работ, в том числе следующих товаров: электроосвещение, электрооборудование – Выключатель автоматический: ВА51-31-340010Р-00УХЛЗ I-100A. Выключатель автоматический: АП50Б ЗМТ УЗ I-63A, Выключатель автоматический: ВА51-35-84-0010-20 I-250A, Источник бесперебойного питания ИБК, Светильники люминесцентные типа PRS/R 418 с ЭМПРА. лампы люминесцентные, стартеры, Светильники люминесцентные потолочные типа PRS/S 418 с ЭМПРА, лампы люминесцентные, стартеры, Светильник ЛСП 3902 2x36В, светильник ЛПО 2x40, светильники люминесцентные потолочные типа PRS/S 218 с ЭМПРА. лампы люминесцентные, стартеры, Светильник ЛСП 3902 1x36Вт 1Р65, светильник ЛПО 1x40, лампы люминесцентные, стартеры, Светильник ЛПО 4x40, лампы люминесцентные, стартеры, Слаботочные системы – Первичные часы с приемником точного времени ЧС-1-02, Часы вторичные стрелочные ЧУС-203К, розетки телефонные оконечные RJ-11. Коммутатор 8-портовой SWITCH-8, Волоконно-оптический кабель HF050UNI8, кабель «витая пара» UTR4*2*0,5, Общестроительные работы – Оконные блоки ПВХ, система Фаворит, блок – 5-камерный, стеклопакет 2-камерный, выполнение – поворотно-откидное (ГОСТы 30674-99, 30673-99), Линолеум ПВХ, антистатический, клей Бустилат, Устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов (ГКЛ) по системе «КНАУФ»: одноуровневых (П 113). Водопровод и канализация – Унитаз-компакт «Комфорт».

Управлением установлено, что указанные буквенные обозначения товаров и материалов не относятся к торговым знакам, не несут в себе фирменных наименований и не влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Кроме того, для указанных товаров существует широкий рынок производителей. При этом устройство подвесных потолков из гипсокартонных листов по системе «КНАУФ» не подразумевает использование при производстве работ листов компании-производителя – «КНАУФ» (Германия), а представляет собой тип устройства потолков. Заявителем в жалобе не представлено доказательств и доводов об указании Заказчиком в документации об открытом аукционе в электронной форме торговых марок и товарных знаков применяемых материалов.

В связи с изложенным, Управление пришло к выводу, что Заказчик при проведении открытого аукциона в электронной форме не нарушил нормы Федерального закона «О размещении заказов».

Общество с ограниченной ответственностью «Проектстрой» не согласилось с указанным решением и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным по следующим основаниям. По мнению заявителя, эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов. Нарушения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов имеют место в документации в главе 7 «Объёмы выполнения работ и требования к используемым при выполнении работ материалов (товаров)», Раздел «Электроосвещение, электрооборудование» - указаны торговые марки применяемых материалов, и не указаны слова «или эквивалент», а так же отсутствуют показатели эквивалентности товаров:

-  пункты 24 – 27: отсутствуют слова «или эквивалент»;

-  пункты 31 – 35: указаны торговые марки светильников, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

Раздел Слаботочные системы:

-  пункты 9, 10, 17, 19: указана торговая марка, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

Раздел «Общестроительные работы»:

-  пункт 24: указана торговая марка оконных блоков, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности;

-  пункт 51: указана торговая марка клея Бустилат, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

-  пункт 56: указана торговая марка системы КНАУФ, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

Раздел «Водопровод и канализация»:

-  пункт 42: указана торговая марка унитаза, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

Кроме того, заявитель указывает, что в сметах, в большинстве материалов указаны торговые марки, отсутствуют слова «или эквивалент» и характеристики эквивалентности.

Заявитель не согласен с выводами Комиссии Архангельского УФАС России и считает, что выводы Управления не основаны на законодательстве Российской Федерации и способствуют ограничения конкуренции, нарушают права и интересы участников размещения заказа.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по доводам отзыва и оспариваемого решения.

Заказчик и Уполномоченный орган, привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц, поддержали позицию ответчика.

Суд рассмотрел дело с учётом следующего.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 5 названного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признаётся лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 настоящего Федерального закона.

На основании части 2 названной статьи аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путём проведения открытого аукциона в порядке, установленном настоящей главой, или путём проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном настоящей главой.

В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Требования, которые должна содержать документация об аукционе, установлены частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, к ним относятся установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трёхмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.

В силу части 3 названной статьи документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

По мнению заявителя, указание на товарные знаки без сопровождения словами «или эквивалент» содержится главе 7 «Объёмы выполнения работ и требования к используемым при выполнении работ материалов (товаров)».