АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2011 года  Дело N А05-8098/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (ОГРН 1022900530366, г.Архангельск, пр.Ломоносова, д.30)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Торцева, д.4)

о признании незаконными действий в части исключения из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Рослес», и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Волкова Геннадия Мировича (300034, Тульская обл., г.Тула, ул. С.Перовской, д.32, кв.57), Агронского Владислава Альфредовича (164670, Архангельская обл., Лешуконский район, с.Лешуконское, ул.Набережная, д.10).

В заседании суда приняли участие представители:

от заявителя - не явился, извещён 28.10.2011,

от ответчика - Тулько Н.В. по доверенности от 22.06.2011 №24-13/07337,

от третьих лиц - не явились, считаются извещёнными в соответствии с пунктами 2,3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд установил следующее:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в части исключения из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Рослес», и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Налоговый орган, ответчик) устранить допущенные нарушения путём включения общества с ограниченной ответственностью «Рослес» в единый государственный реестр юридических лиц.

Определением суда от 09.09.2011 к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бывшие руководители  общества с ограниченной ответственностью «Рослес» Волков Геннадий Мирович, Агронский Владислав Альфредович.

В соответствии с частями 3, 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу опубликовала в Вестнике государственной регистрации от 15.12.2010 года № 49(305) сведения о решении №51 от 10.12.2010, о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью «Рослес»  (далее - Общество)  из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), так как указанное Общество обладало признаками недействующего.

Поскольку Обществом  не была исполнена обязанность по предоставлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно, не были представлены сведения о работающих у него застрахованных лицах, сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже, а также имелась задолженность по обязательным платежам перед бюджетом Пенсионного фонда России в размере 196711 руб. 48 коп. (в том числе: недоимка по страховым взносам в размере 108874 руб., и пени в размере 87837 руб. 48 коп.), Управлением в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу было направлено заявление №01-10-854 от 14.02.2011. В указанном заявлении содержались сведения об указанных выше  неисполненных обязанностях. Данное заявление было получено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 16.02.2011 (согласно имеющейся в деле копии почтового уведомления).

В связи со слиянием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Северодвинску на основании приказа ФНС России от 03.12.2010 г. № ММВ-7-4/689 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу», приказа Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 10.12.2010 №01-01/435, права и обязанности каждого из них перешли к вновь возникшему юридическому лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Запись о создании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внесена в ЕГРЮЛ 01.03.2011.

12 апреля 2011 года Налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении Общества из ЕГРЮЛ, как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

Не согласившись с исключением  Налоговым органом Общества из ЕГРЮЛ, ссылаясь на наличие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, непредставление соответствующих расчётов и сведений о застрахованных лицах, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

В отзыве на заявленные требования Налоговый орган просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, так как процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ соблюдена, а наличие задолженности по налогам, сборам, пеням, санкциям перед бюджетами разных уровней не препятствует исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Представитель ответчика в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Суд находит заявленные Управлением требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Судом установлено, что оспариваемые заявителем действия совершены Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - правопреемником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Как указано в пункте  8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Материалами дела подтверждается, что Общество с 06.12.2009 не представляло документы, бухгалтерскую отчетность, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, у него отсутствовало движение средств по банковскому счёту (справка от 06.12.2010 №50-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств, справка от 06.12.2010 №50-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности). Данные обстоятельства не опровергаются заявителем. Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 06.12.2010 №36 на основании указанных выше документов, а также постановления ССП по Приморскому району от 20.10.2010 о завершении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания, была признана безнадёжной ко взысканию и списана задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам в размере 8685740 руб. 31 коп.

Учитывая данные обстоятельства, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесено решение от 10.12.2010 №51 «О предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц».

Принимая во внимание положения пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ, суд приходит к выводу, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу были основания для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Пунктом 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, сведения о решении №51 от 10.12.2010 опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» от 15.12.2010 года № 49(305).

В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Из содержания изложенных норм статьи 21.1 Закона №129-ФЗ следует, что при наличии у юридического лица, установленных пунктом первым, признаков недействующего юридического лица, единственным основанием для его ликвидации в установленном гражданским законодательством порядке, является факт направления заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются.

Поскольку в материалы дела не представлено доказательств направления в трехмесячный срок подобных заявлений, Налоговый орган правомерно 12.04.2011 внёс в ЕГРЮЛ запись об исключении Общества из ЕГРЮЛ как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

Учитывая изложенные обстоятельства, основания для применения гражданского законодательства, в частности положений о ликвидации, в данной ситуации отсутствовали.

Судом отклоняется довод Управления о том, что оно в установленный частью 4 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ срок, направило в адрес Налогового органа заявление о наличии у Общества  задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, неисполненной обязанности по представлению расчётов и сведений о застрахованных лицах. Заявление №01-10-854 от 14.02.2011 не принято судом в качестве заявления кредитора или иного заинтересованного лица, так как из него не следует, что орган Пенсионного фонда РФ выражает свое несогласие с предстоящим исключением Предприятия  из ЕГРЮЛ, а лишь указывает об имеющейся у него задолженности и неисполненных обязанностях. Статья 21.1 Закона №129-ФЗ не связывает возможность исключения недействующего юридического лица с наличием или отсутствием задолженности по обязательным платежам, неисполненных обязанностей юридического лица.

Управление не оспаривает наличие у Общества  всех признаков недействующего юридического лица.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Следовательно, факт наличия сведений у Налогового органа об имеющейся у недействующего юридического лица задолженности перед бюджетом, не препятствует исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований, для признания незаконными действий Налогового органа и отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (ОГРН 1022900530366, г.Архангельск, пр.Ломоносова, д.30) в признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в части исключения из единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Рослес».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка