АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года  Дело N А05-8111/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тетериной О.А.

рассмотрев в судебном заседании 17 ноября 2011 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» (ОГРН 1022900839631)

к администрации муниципального образования «Северодвинск» (ОГРН 1032901000703)

о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 24.05.2011 №01-05-30/1566

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Капустин П.И.

от ответчика - Кириллов М.А.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным выраженный в письме от 24.05.2011 исх. № 01-05-30/1566 отказ Первого заместителя Главы Администрации муниципального образования «Северодвинск» руководителя аппарата В.Н. Мошарева (далее - ответчик) в исключении из Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендованного обществом с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» нежилого помещения, расположенного в г. Северодвинске по адресу: ул. Торцева, дом 2/2Г, площадью 153,6 кв.м. и обязать Администрацию Северодвинска подготовить и направить в Совет депутатов Северодвинска для рассмотрения в установленном порядке проект решения об исключении из Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендованного обществом с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» нежилого помещения, расположенного в г. Северодвинске по адресу: ул. Торцева, дом 2/2Г, площадью 153,6 кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между Администрацией муниципального образования «Северодвинск» (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Северо-западная фармацевтическая кампания» (Арендатор) заключен договор аренды №03-05/823-09 муниципального имущества от 27 января 2009 года (л.д.15-20), который в соответствии с письмом мэра Северодвинска от 22.06.2010 №01-03-30/2104 продлен на неопределенный срок (л.д.21). В соответствии с указанным договором Общество владеет и пользуется нежилым помещением общей площадью 153,6 кв.м., расположенным в г. Северодвинске по адресу: ул. Торцева, д.2/2Г, для продажи лекарств (фармацевтическая деятельность).

Решением Городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» от 25.06.2009 №66 (далее - Решение №66) утвержден Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). Согласно названному Решению №66 в Перечень под порядковым номером 258 включено нежилое помещение площадью 153,6 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Торцева, д.2/2 (л.д.25-36).

01.11.2010 (исх. №106), 04.04.2011 (исх. №23) Общество обратилось к мэру города Северодвинска Гмырину М.А. и Председателю Совета депутатов Северодвинска Мелехину В.А. с заявлениями об исключении указанного помещения из Перечня (л.д.9, 12).

Письмом от 24.05.2011 исх. № 01-05-30/1566 (на №23 от 04.04.2011) Первый заместитель Главы Администрации муниципального образования «Северодвинск» - руководитель аппарата В.Н. Мошарев сообщил Обществу, что по очередному обращению по вопросу исключения из Перечня арендуемого Обществом помещения 4 мая 2011 года состоялось заседание Экспертного совета. Руководствуясь частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из необходимости сохранения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в Северодвинске, Экспертный совет принял решение оставить арендуемое Обществом помещение в Перечне (л.д.14).

Считая отказ в исключении нежилого помещения площадью 153,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Северодвинск, ул. Торцева, д.2/2Г, выраженный в письме от 24.05.2011 исх. № 01-05-30/1566, незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что формирование Перечня (в том числе в части принятия отрицательного решения по обращению арендатора об исключении из Перечня арендуемого имущества) относится к компетенции Администрации Северодвинска, полномочий у совещательного органа при Администрации Северодвинска Экспертного совета на принятие решения об оставлении арендованного Обществом имущества в Перечне нет. В письме Первого заместителя Главы Администрации В.Н. Мошарева нет обоснований отказа в удовлетворении обращения арендатора. Основания, ранее послужившие основанием для отказа Администрацией Северодвинска в исключении из Перечня арендованного Обществом имущества, признаны решением арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2010 по делу А05-3078/2010 надуманными и не входящими в полномочия Администрации. Заявитель указывает, что приватизация арендованного имущества в рамках Федерального закона №159-ФЗ от 22.07.2008 является целью исключения его из Перечня, полагает, что оспариваемый отказ нарушает право Общества на рассмотрение его обращения в установленном порядке и приводит к противоположным от поддержки результатам.

Администрация МО «Северодвинск» с требованиями заявителя не согласна, ссылаясь на то, что включение имущества в Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего бизнеса относится к компетенции собственника. Помещение, арендуемое заявителем, включено в указанный Перечень и не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество. Решение Совета депутатов Северодвинска от 26.02.2009 №34, утвердившее Положение о порядке распоряжения муниципальным имуществом при передаче его в пользование, не предусматривает обязанность Администрации Северодвинска подготовить и направить в Совет депутатов Северодвинска проект решения об исключении имущества из Перечня. Ссылку заявителя на судебные акты по делу А05-3078/2010 считает необоснованной, поскольку указанные акты вынесены в отношении спора, который возник в тот период, когда решение Совета депутатов Северодвинска №34, регулирующий порядок ведения Перечня, действовало в иной редакции. Кроме того, Администрация Северодвинска полагает, что вправе была не отвечать на заявление Общества, поскольку ранее аналогичное заявление уже было рассмотрено. Новое заявление Общества не содержало ссылки на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) незаконными является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (ч.1 и 2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ)).

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (ч.1 ст.18 Закона №209-ФЗ).

Частью 4 статьи 18 Закона №209-ФЗ в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Реализуя свои полномочия, установленные статьей 18 Закона №209-ФЗ, Совет депутатов Северодвинска Решением от 26.02.2009 №34 утвердил Положение о порядке распоряжения муниципальным имуществом при передаче его в пользование, которое определяет основные принципы и единые правила передачи в аренду, безвозмездное пользование и иной вид пользования муниципального имущества (движимого имущества, отдельно стоящих зданий, сооружений, строений, а также частей зданий, сооружений, строений в виде встроенных и пристроенных нежилых помещений), составляющего местную казну Северодвинска или находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, оперативном управлении муниципальных учреждений и органов местного самоуправления на территории Северодвинска (далее - Положение о распоряжении муниципальным имуществом).

Согласно пункту 2.1. Положения о распоряжении муниципальным имуществом в целях обеспечения развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень), который утверждается решением Совета депутатов Северодвинска (п.2.1 в ред. решения Совета депутатов Северодвинска от 24.06.2010 №89).

Согласно пункту 2.5. Положения о распоряжении муниципальным имуществом субъекты правотворческой инициативы, определенные пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Северодвинска, вправе предложить внести изменения в Перечень путем внесения на рассмотрение Совета депутатов Северодвинска проекта решения, к которому прилагается заключение коллегиального совещательного органа при Администрации Северодвинска, положение о котором и персональный состав которого утверждаются постановлением Администрации Северодвинска, в состав которого входят с правом решающего голоса представители Администрации Северодвинска, Совета депутатов Северодвинска и Совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре Северодвинска, а также представители органов государственной власти (по согласованию с ними) (п.2.5 в ред. решения Совета депутатов Северодвинска от 24.06.2010 №89).

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Устава муниципального образования «Северодвинск» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов Северодвинска, Председателем Совета депутатов Северодвинска или лицом, исполняющим его обязанности, Мэром Северодвинска, лицом, исполняющим обязанности Мэра Северодвинска, органами территориального общественного самоуправления и инициативными группами граждан.

Согласно пункту 2.6. Положения о распоряжении муниципальным имуществом органы местного самоуправления Северодвинска при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Перечень обязаны руководствоваться частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 18 Федерального закона от 24.07.2008 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п.2.6 в ред. решения Совета депутатов Северодвинска от 24.06.2010 №89).

Оспариваемым письмом от 24.05.2011 Первый заместитель Главы Администрации муниципального образования «Северодвинск» - руководитель аппарата В.Н. Мошарев сообщил Обществу о состоявшемся заседании Экспертного совета по очередному обращению Общества по вопросу исключения из Перечня арендуемого помещения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 48 Устава муниципального образования «Северодвинск» в качестве совещательных органов при Администрации Северодвинска могут образовываться постоянно действующие (либо ограниченные определенным сроком действия) комиссии (советы, коллегии и т.п.), которые создаются распоряжением Мэра Северодвинска и действуют на основании утвержденного им соответствующего положения.

Постановлением мэра Северодвинска от 29.10.2009 №286 в целях реализации Положения о порядке распоряжения муниципальным имуществом создан Экспертный совет по вопросам ведения Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.5.1. указанного постановления поступающие в Администрацию Северодвинска обращения арендаторов муниципального недвижимого имущества о включении (исключении) в Перечень направляются на рассмотрение в Управление экономики Администрации Северодвинска и КУМИиЗО Администрации Северодвинска для подготовки заседания Экспертного совета.

В соответствии с п.5.4 указанного постановления Экспертный совет рассматривает обращения арендаторов и принимает одно из следующих решений: рекомендовать удовлетворить обращение арендатора муниципального имущества или рекомендовать отказать в удовлетворении обращения арендатора.

В случае принятия отрицательного решения Экспертным советом КУМИиЗО извещает заявителя об отказе с обоснованием принятого решения. Копия такого отказа направляется в Совет депутатов Северодвинска (п.6.2.).

Согласно выписке из протокола №2 заседания Экспертного совета от 04.05.4011 по результатам рассмотрения заявления ООО «Северо-западная фармацевтическая кампания» об исключении из Перечня нежилого встроенного помещения, расположенного в г. Северодвинске по адресу: ул. Торцева, 2/2Г, общей площадью 153,6 кв.м., принято следующее решение:

Руководствуясь частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из интересов населения муниципального образования «Северодвинск», сохранения экономической основы местного самоуправления на территории муниципального образования «Северодвинск, а также сохранения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в Северодвинске:

- рекомендовать отказать в удовлетворении обращения арендатора по исключению из Перечня нежилого встроенного помещения, расположенного в г. Северодвинске по адресу: ул. Торцева, 2/2Г, общей площадью 153,6 кв.м. (порядковый номер по Перечню 258);

- КУМИиЗО о принятом решении направить арендатору соответствующее извещение (л.д.40).

Из содержания оспариваемого письма также следует, что Экспертный совет при принятии решения руководствовался частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ), а также исходил из необходимости сохранения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в Северодвинске.

Так, частью 2 статьи 1 Закона №131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно части 1 статьи 49 Закона №131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В муниципальной собственности, согласно статье 50 Закона №131-ФЗ, может находиться следующее имущество: предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения; предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 данного Федерального закона; предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. При этом, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 540-О, федеральный законодатель, перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, если оно предназначено для осуществления возложенных на них полномочий.

В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 50 Закона №131-ФЗ в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень вопросов местного значения установлен в статьях 14 - 16 Закона № 131-ФЗ. Обеспечение граждан лекарственными средствами в данный перечень не входит.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления не ограничены вопросами местного значения, определенными Законом № 131-ФЗ и могут устанавливаться другими федеральными законами, а имущество, необходимое для осуществления отдельных государственных полномочий, может находиться в собственности муниципальных образований.

Специальным законом о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по вопросам обеспечения граждан лекарственными средствами являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы).

В соответствии со статьей 8 Основ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся: создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, хотя муниципальные образования в силу своей природы и статуса как участника гражданского оборота не занимаются предпринимательской деятельностью, решение вопросов местного значения в ряде случаев предполагает предоставление муниципального имущества хозяйствующим субъектам немуниципальной формы собственности (с сохранением права муниципальной собственности) для оказания тех или иных услуг, связанных с жизнеобеспечением населения. В таких случаях нахождение конкретного объекта в публичной собственности выступает гарантией того, что - вне зависимости от воли субъекта экономической деятельности, свободного в принятии решения о ее прекращении по собственному желанию в любое время, - население муниципального образования не лишится возможности получения этих услуг из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.

В указанном постановлении отмечается, что передача муниципального имущества в аренду не противоречит законодательству и способствует достижению конституционных значимых целей публичного управления, поскольку извлекаемые неналоговые доходы направляются на нужды муниципального образования и предназначены, прежде всего, для поддержания на надлежащем уровне сферы услуг, относящихся к жизнеобеспечению населения.

В соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Эти доходы, как и средства, полученные от приватизации непрофильных для публичного образования объектов недвижимости, предназначены, прежде всего, для поддержания на надлежащем уровне сферы услуг, относящихся к жизнеобеспечению населения муниципального образования, поскольку позволяют наращивать соответствующую инфраструктуру за счет приобретения необходимых объектов муниципальной собственности и поддерживать в должном техническом состоянии объекты, находящиеся в муниципальной собственности, чем достигаются конституционно значимые цели публичного управления.