АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 2011 года  Дело N А05-9005/2011

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой  И. А., рассмотрев в судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Дементьева А.А.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Леро» (ОГРН 1022900535129, 163047, г. Архангельск, ул. Гагарина, 42, оф. 302) к министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения полузаглублённого паркинга, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения полузаглублённого паркинга, с участием третьего лица на стороне ответчика - мэрии г. Архангельска (163000, г. Архангельск, пл. Ленина, 4),

при участии в судебном заседании представителя заявителя Хозяиновой А.Ф. (доверенность от 23.04.2010), представителя ответчика  Семушиной А.Г. (доверенность от 19.04.2011), представителя третьего лица Буракова В.М. (доверенность от 26.08.2011),

установил: оспаривается решение ответчика об отказе в предварительном согласовании места размещения объектов (полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей) в границах земельных участков, ограниченных домами: г. Архангельск, ул. Воскресенская, 118 - пр. Дзержинского, 11 - пр. Дзержинского, 9 корп. 1 - ул. Воскресенская, 118 корп. 1; г. Архангельск, пр. Дзержинского, 17 корп. 1 - пр. Дзержинского, 17 - ул. Воскресенская, 107 корп. 3 в Октябрьском территориальном округе; г. Архангельск, ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 4; ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 6, ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 6 корп. 1, ул. Тимме, д. 4. Заявитель просит обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов.

В обоснование требований указано на следующее. Заявитель обратился к ответчику за выбором земельных участков для строительства и предварительным согласованием места размещения объектов. Ответчик направил документы в Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска для подготовки схемы месторасположения земельного участка. Во исполнение рекомендательных писем Департамента градостроительства заявитель собрал согласования и получил необходимые технические условия, передал их в мэрию. Оформлен также акт выбора земельного участка, он предоставлен в Департамент градостроительства. Распоряжением мэра г. Архангельска от 30.12.2010 № 2438р утверждены схемы расположения земельных участков. 3 июня 2011 года заявитель получил письмо ответчика с отказом в рассмотрении вопроса о предварительном согласовании места размещения объектов ввиду отмены распоряжения мэра г. Архангельска от 30.12.2010 № 2438р. Заявитель считает, что оспариваемое решение является незаконным, ссылается на статьи 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 5.9 Закона Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ.

Ответчик в отзыве с заявлением не согласился. Основания для издания распоряжения о предварительном согласовании места размещения полузаглублённых паркингов с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков отсутствуют, поскольку это будет противоречить статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная статья предусматривает информирование населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и утверждение схемы расположения земельного участка. После информирования населения жильцы близлежащих домов выступили против строительства интересующих заявителя объектов, ошибочно утверждённые мэрией г. Архангельска схемы расположения земельного участка были отменены. Кроме того, законодательством не предусмотрена обязанность министерства в издании распоряжений о предварительном согласовании ООО «Леро» места размещения места размещения полузаглублённых паркингов с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков.

Третье лицо возражало против удовлетворения заявления. Орган местного самоуправления при выборе земельного участка для строительства должен учитывать мнение населения по поводу предстоящего строительства. После опубликования сообщения о предполагаемом строительстве паркингов в мэрию поступили многочисленные обращения граждан, возражавших против строительства. Учитывая это, мэрия отменила распоряжение об утверждении схем расположения земельных участков, предназначенных для строительства. На сегодняшний день невозможно принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов, поскольку отсутствует документ, определяющий его границы: схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, следовательно, выбор земельного участка не осуществлён.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования к ответчику. Полагает, что оспариваемое решение незаконно по процедуре его принятия (нарушен десятидневный срок, установленный статьёй 5.9 Закона Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ).

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя. Дополнительно к отзыву пояснил, что 26.01.2011 заявителю сообщено о рассмотрении вопроса о  предварительном согласовании места размещения паркингов на коллегии агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области. Этот вопрос рассматривался коллегией дважды, в том числе с участием депутатов.

Представитель третьего лица поддержал ответчика.

Исследовав доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022900535129, в ЕГРЮЛ внесены сведения об этом.

ООО «Леро» обратилось к ответчику (который ранее именовался как агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области) с заявлениями о выборе земельных участков для строительства и предварительным согласованием места размещения объектов (полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей) в границах земельных участков, ограниченных домами: г. Архангельск, ул. Воскресенская, 118 - пр. Дзержинского, 11 - пр. Дзержинского, 9 корп. 1 - ул. Воскресенская, 118 корп. 1; г. Архангельск, пр. Дзержинского, 17 корп. 1 - пр. Дзержинского, 17 - ул. Воскресенская, 107 корп. 3 в Октябрьском территориальном округе; г. Архангельск, ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 4; ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 6, ул. 23 Гвардейской дивизии, д. 6 корп. 1, ул. Тимме, д. 4.

По получении из департамента градостроительства мэрии г. Архангельска письма от 22.04.2010, содержащего указание на необходимость представить дополнительные документы и сведения, заявитель получил согласования уполномоченных органов и организаций, технические условия.

В письме департамента градостроительства мэрии г. Архангельска от 22.09.2010 заявителю указано на необходимость представить дополнительные согласования и документы.

Распоряжением мэра г. Архангельска от 30 декабря 2010 года № 2438р утверждены схемы расположения земельных участков:

в кадастровом квартале 29:22:040612 площадью 0,16 га, расположенного в Октябрьском территориальном округе г. Архангельска по пр. Дзержинского, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места);

в кадастровом квартале 29:22:050101 площадью 0,1769 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Воскресенской, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места);

в кадастровом квартале 29:22:050102 площадью 0,1257 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Тимме, (категория земель - земли населенных пунктов), для размещения здания полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки и гостевые парковочные места).

Выполнив указания департамента градостроительства, заявитель 25.01.2011 направил документы ответчику.

26.01.2011 ответчик в письме № 04-09/454 сообщил заявителю о том, что вопрос о  предварительном согласовании места размещения паркингов будет рассмотрен на коллегии агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области.

5.04.2011 заявитель получил выписку из протокола заседания коллегии агентства от 29 марта 2011 № 3. Коллегия решила: в связи с тем, что градостроительной документацией г. Архангельска не предусмотрено размещение полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков площадью 1600 кв. м по просп. Дзержинского, площадью 1257 кв. м по ул. Тимме, площадью 1769 кв. м по ул. Воскресенской, решение вопроса ООО «Леро» отложено до представления протоколов общественных слушаний по вопросам изменения разрешённого использования данных земельных участков.

25 мая 2011 года распоряжением № 1146р мэр г. Архангельска отменил распоряжение от 30.12.2010 № 2438р.

В письме от 3 июня 2011 года № 04-09/3582 ответчик сообщил заявителю о том, что основания для повторного рассмотрения на коллегии министерства вопроса о предварительном согласовании мест размещения полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах вышеназванных земельных участков отсутствуют. Основанием назвал статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации, сослался на  распоряжение мэра г. Архангельска от 25 мая 2011 года № 1146р.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объектов незаконным.

Суд находит заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания судом  ненормативного правового акта недействительным, решения, действия государственного органа - незаконным необходимо два условия: несоответствие оспариваемого акта, действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривая решение ответчика, заявитель ссылается на статьи 28-31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5.8, 5.9 Закона Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ.

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

В статье 29 Кодекса указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (статья 10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 № 99-пп утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области. Это министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области, земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области, и иными земельными участками, право распоряжения которыми предоставлено Архангельской области.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 3 этой статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 5 статьи 30 установлен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 Кодекса.

Статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.

Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31). Граждане имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).

Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (пункт 7).

В соответствии с  Законом Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска» распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области. Таким органом является ответчик.

Распоряжение земельными участками осуществляется в соответствии с Приложением к названному Закону. Разделом 5 регулируется порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, аналогичный приведённому в Земельном кодексе Российской Федерации.

В частности, согласно пункту 5.8 после завершения работ по выбору земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления передаёт соответствующие материалы в уполномоченный исполнительный орган. В случае получения уполномоченным исполнительным органом мотивированного заключения о невозможности осуществления работ по оформлению акта выбора земельного участка он в трёхдневный срок направляет заинтересованному лицу уведомление об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.

Пунктом 5.9 установлено, что уполномоченный исполнительный орган в течение десяти дней со дня получения от уполномоченного органа местного самоуправления материалов, указанных в пункте 5.8 Порядка, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Отмена третьим лицом своего распоряжения от 30.12.2010 № 2438р как ошибочно принятого без учёта общественного мнения означает отсутствие утверждённых схем расположения земельных участков для размещения полузаглублённого паркинга. То есть выбор земельного участка для строительства не осуществлён. В силу данного обстоятельства предварительное согласование места размещения паркинга исключено, ответчик не вправе дать заявителю такое согласование.

Довод заявителя о том, что оспариваемое решение является незаконным ввиду принятия его с нарушением установленного пунктом 5.9. Порядка предоставления земельных участков (приложение к Областному закону от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ) десятидневного срока, суд отклоняет. Данное обстоятельство при наличии законных оснований к отказу в предварительном согласовании места размещения паркинга не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения.

К тому же представление заявителем предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации документов, а также получение согласований на строительство не предполагают принятие ответчиком именно положительного решения по его заявлению.  Из статьи 31 Кодекса следует, что выбор земельного участка осуществляется с учётом, в том числе, градостроительных условий использования соответствующей территории. В протоколе заседания коллегии агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами от 29 марта 2011 года № 3 упомянуто о том, что градостроительная документация г. Архангельска не предусматривает размещение полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей в границах земельных участков площадью 1600 кв. м по просп. Дзержинского, площадью 1257 кв. м по ул. Тимме, площадью 1769 кв. м по ул. Воскресенской. В связи с этим решение вопроса было отложено до представления протоколов общественных слушаний по вопросам изменения разрешённого использования данных земельных участков.

Как видно из пояснений ответчика и третьего лица, представленных в дело писем, обращений, жители домов, во дворах которых заявитель планировал строительство паркингов, высказались против такого строительства.

Оснований для признания оспариваемого решения недействительным не имеется, поскольку оно не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации,  Закону Архангельской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска» и прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.

Руководствуясь статьями 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в признании недействительным решения министерства имущественных отношений Архангельской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью «Леро» в предварительном согласовании места размещения объектов (полузаглублённого паркинга с эксплуатируемой кровлей), выраженного в письме от 3 июня 2011 года № 04-09/3582, отказать, поскольку решение не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации,  Закону Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

Судья     И. А. Меньшикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка